ВАСИЛЕВСКАЯ Ванда Львовна (1905–1964)

«Это железо для укрепления наших душ и сталь для нашей решимости», – так отозвалась одна из американских газет на публикацию в США в годы Второй мировой войны повести «Радуга». Произведение, рассказывающее об ужасах оккупации, о борьбе советских людей с захватчиками высоко оценил президент Рузвельт. В кинотеатрах СССР и стран антигитлеровской коалиции с аншлагом шла экранизация повести, снятая Марком Донским.

Это был звездный час автора «Радуги», польской и советской писательницы Ванды Василевской. Помимо мирового признания она получила и свою первую Сталинскую премию. Всего их будет три! Будут и многомиллионные тиражи книг и бессменное, на протяжении 24-х лет, депутатство в Верховном Совете СССР и… посмертное полузабвение. Память о Ванде Львовне отмечена лишь скромной мемориальной табличкой в подъезде дома 2 по ул. Серафимовича, установленной по инициативе музея «Дом на набережной».

В.Л. Василевская родилась в Кракове. Ее отец, видный ученый-этнограф, публицист, социал-демократ впоследствии стал первым министром иностранных дел независимой буржуазной Польши. Ванда получила элитное образование, закончила философский факультет знаменитого Ягелонского университета, стала доктором философии.

Еще в молодые годы ее увлекли социалистические идеи. Она участвовала в революционных кружках, вела просветительскую и пропагандистскую работу среди рабочих.

Литературный дар Ванды проявился очень рано. Публиковаться она начала в 16 лет. Сначала были стихи, затем проза. В 1930-х выходят ее произведения «Отблеск дня», «Родина», «Земля в ярме». О романах писательницы хорошо отзывался Максим Горький.

Когда в 1939-м восточные области Польши были заняты советскими войсками, Ванда Василевская перебралась во Львов, приняла гражданство СССР. Вскоре в Москве состоялась ее встреча со Сталиным. Во время беседы вождь поинтересовался, почему собеседница все время посматривает на часы. И получил простодушный ответ: «У меня через час львовский поезд». Тем не менее Василевская понравилась Сталину, и впоследствии они встречались не раз. Советский лидер стремился наладить контакт с лояльно настроенной польской интеллигенцией. А Ванда Львова еще в 1941-м вступила в компартию Советского Союза. Поселилась она в Москве, в знаменитом правительственном доме № 2 по ул. Серафимовича.

Во время Великой Отечественной писательнице суждено было сыграть яркую роль. Она возглавила в СССР Союз польских патриотов. Как известно, до войны многие поляки были депортированы на восток и содержались фактически как заключенные. Василевской принадлежит немалая заслуга в освобождении тысяч соотечественников.

Многие из них вступили в Войско Польское, воевавшее бок о бок с Красной Армией. Ванда Львовна уже в полковничьем чине часто бывала на фронтах. О ней тепло вспоминают в мемуарах маршал Рокоссовский и Н. Хрущев.

После войны писательница – активный участник движения за мир, но при этом не прерывает литературную деятельность. В СССР ею написаны трилогия «Песнь над водами», повести «Радуга», «Просто любовь» и многое другое. Однако до конца жизни она писала на польском языке. Русский знала плохо. Это, впрочем, не мешало ей оказывать серьезное воздействие на литературный процесс в СССР. К мнениям Ванды Василевской прислушивался Хрущев. Периодические разносы интеллигенции, которые устраивал Никита Сергеевич, его отпор новаторским веяниям в искусстве многие приписывали не в последнюю очередь влиянию консервативно настроенной советницы вождя.

Ванда Василевская трижды была замужем. Первый муж умер от тифа, второй трагически погиб. Последний брак с известным писателем А. Корнейчуком оказался долгим. Оба были видными общественными фигурами. Говорят, Ванда Львовна явно лидировала в семье, злые языки называли ее «мужем Корнейчука».

Впрочем, за внешней надменностью маститой писательницы и депутата Верховного Совета, по свидетельству ее родных и знакомых, скрывалась робкая, ранимая и очень отзывчивая натура. Ванда Львовна помогала нуждающимся, отдавая немалую долю своих солидных гонораров, хлопотала по делам обиженных. Тайно, как истинная благотворительница, она переводила деньги на стипендии студентам в СССР и Польше. Ее помнят гостеприимной, домовитой хозяйкой, увлекающейся цветоводством и питающей необычную для женщины страсть к рыбалке…