Вдоль западной кромки болота с XI века проходила большая дорога из Новгорода в Рязань. Позднее ее трасса переместилась восточнее – на линию нынешней улицы Балчуг. Уже во времена Дмитрия Донского узкое пространство между Болотом и берегом Москвы-реки, по-видимому, было застроено. Сюда, в Заречье, легко перекинулся огонь Великого Всехсвятского пожара 1365 г.

Столетие с лишним спустя, после очередного огненного опустошения, царь Иван III повелел устроить здесь, на пожарище, огромный плодовый сад. Рядом поселились слободами дворцовые садовники.

Век за веком Москва наступала на Болото. Копались дренажные канавы – «ровушки», подсыпалась земля, ставились дома на высоких деревянных основаниях, что предписывал и указ Сената от 1721 г. Но победить топи не удавалось. Лишь зимой их скрывал лед, и тогда здесь, на ровном просторе, кипело торжище.

В Смутное время именно на хлебном рынке на Болоте произошло одно из первых столкновений москвичей с иноземными интервентами, обосновавшимися в Москве. В XVII в. в Замоскворечье образовалось множество стрелецких слобод. Есть сведения, что стрельцы использовали незастроенное Болото как полигон. Здесь стояли мишени для артиллерийской и ружейной стрельбы.

Примерно с ХVII века, на Болоте вершились публичные казни. Здесь был сожжен «за раскол» некий старец Авраамий, сложил голову на плахе брат знаменитого Стеньки Разина Федор, казнили 49 мятежных стрельцов.

Самая известная казнь на Болоте состоялась 10 января 1775 г. Перед огромной толпой предали смерти Емельяна Пугачева и четырех его соратников. Экзекуции продолжались и в XIX в. Уже не рубили головы, не сжигали, не вешали. Но «прогнание сквозь строй» за воинские преступления нередко заканчивалось смертью наказуемого. Здесь же, на Болоте, свершался бескровный, но унижающий обряд гражданской казни. Приговоренных лишали прав перед отправкой на каторгу или в ссылку, в знак чего над их головами ломали шпаги. Во второй половине ХIX в. место этих церемоний перевели на окраину, на Конную площадь, где сейчас Морозовская больница.

Случались и курьезы. Так, по повелению патриарха Иоасафа на Болоте было сожжено пять возов музыкальных инструментов, отобранных у скоморохов и других москвичей, дабы не вводили православных в «бесовский соблазн».

Но казни на Болоте были все же зрелищами редкими. Москвичи чаще собирались здесь, чтобы померяться силой в кулачном бою.

В 1701 г. Государев сад погиб в огне очередного пожара, и Петр I решил не восстанавливать его. Обширная площадь осталась незастроенной. На этом Царицыном лугу напротив Кремля начали устраивать грандиозные празднества в честь коронаций и военных побед. Толпы народа любовались здесь пышными фейерверками.

В эпоху Петра I по краям Болота появились внушительные каменные постройки: Всехсвятский мост, Суконный и Винный дворы. А ближе к концу XVIII века почти исчезают и следы самого болота. По древней старице прошла линия Водоотводного канала. Местность стала суше, удобнее для застройки, хотя по-прежнему часто заливалась половодьями. По старой памяти ее продолжали называть Болотом. В 1812 г., когда войска Наполеона входили в Москву, летучие казачьи отряды подожгли хлебные лабазы на Болоте и Балчуге.

После Отечественной войны площадь сохранила торговые функции. На рубеже 1830–1840-х она была реконструирована. Московский генерал-губернатор В.Д. Голицын предложил облагородить кварталы, примыкавшие к строившемуся храму Христа Спасителя. Вдобавок в те годы велись большие работы по расширению и углублению Водоотводного канала. Он стал судоходным. Тяжелые барки могли теперь приставать к берегу прямо у Болотного рынка.

Главным сооружением обновленной площади стал каменный Гостиный двор, построенный по проекту ведущего московского зодчего той поры М.Д. Быковского. Сооружение представляло собой огромное, открытое в сторону канала полукаре из трех корпусов лавок – одного протяженного и двух полукруглых в плане. Лавки-лабазы были в один и два этажа. Улица, проходившая вдоль северного корпуса Гостиного двора, так и называлась – Лабазной…

С другой стороны, вдоль берега канала, во второй половине XIX в. на средства известного купца и общественного деятеля В.А. Кокорева был проложен первый в Замоскворечье бульвар. Он получил название Кокоревского и просуществовал до 1930-х годах. В начале XX столетия на канале у Болотной площади появилась конечная пристань пароходной прогулочной линии. Кораблики ходили отсюда вверх по реке до Бородинского моста.

Торговое Болото было одним из самых притягательных мест старой Москвы. Свой последний расцвет оно пережило уже в советские годы, в эпоху НЭПа. «В огромных лабазах – горы фруктов и зелени, на грязной площади у Москвы-реки теснятся возы с яблоками и сливами. Торговцы на Болоте – самые солидные и степенные», – так писали в газетах 1920-х. Этот рынок называли «брюхом Москвы». Он считался дорогим и криминогенным: профессиональные карманники и беспризорники хозяйничали вовсю. Здешние же торговцы мнили себя белой костью, а один из юбилеев рынка даже отметили в театре Корша.

С концом НЭПа заглохло и торжище. В лабазах разместились склады, общежития для рабочих-строителей соседнего дома ЦИК-СНК. Когда в 1930-х годах задумывалась вторая очередь этого жилого комплекса, Гостиный двор был разобран, чтобы освободить площадку под стройку. Но она так и не началась. Осталось огромное пустое пространство.

Во время Великой Отечественной войны на площади стояла зенитная батарея, защищавшая центр столицы от вражеских авианалетов.

В 1945–1948 годах в честь 800-летия Москвы на Болотной по проекту В. Долганова был разбит сквер. В его создании участвовали многие якиманские жители. Парадный вход с гранитными колоннами, вазами, шарами и чугунной литой решеткой спроектирован И. Мильчаковым и В. Крюковым. Здесь же сооружен прекрасный фонтан. В 1958 г. в центре сквера лицом к Лаврушинскому переулку и Третьяковке был установлен памятник Репину работы М. Манизера. Имя Репина долгое время носила и Болотная площадь. Лишь недавно ей вернули исходное название. В 1994 г. возвратили историческое имя и Болотной улице, которая с 1960 г. называлась улицей Татьяны Макаровой – в честь военной летчицы, Героя Советского Союза, жившей в доме 16.

Последние годы облик этих мест меняется. Построен новый пешеходный мостик через канал, прозванный в народе «Лужковым». В 2001 г. в сквере появилась скульптурная композиция М. Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых». Возможно, когда-нибудь появится и памятник зенитчикам – защитникам московского неба во время войны.

На Болотной набережной сохранились строенияпрошлых веков. Это и массивный корпус Кокоревского подворья (д. 16), и классический особняк рубежа XVIII–XIX столетий (д. 12), и здание МОГЭС-2 (бывшая трамвайная электростанция).

На Болотной улице располагается управа и муниципалитет района Якиманка.

Борис Арсеньев, проект «Энциклопедия одного района. Якиманка от А до Я»©