ВЕСНИН Виктор Александрович (1882–1950)

Впрочем, начало творческого пути братьев Весниных не предвещало их будущей славы. Выходцы из провинциального Юрьевца на Волге они пытались получить архитектурное образование в Петербурге. Но не хватало средств на учебу, да и столичные студенты в годы первой русской революции больше митинговали, чем корпели над заданиями.

Веснины перебрались в Москву. Здесь они втянулись в практическую деятельность: работали в командах известных архитекторов Р. Клейна, И. Иванова-Щица, А. Эрихсона. Лишь позднее братьям удалось получить высшее образование: Леонид закончил Академию художеств, Виктор и Александр – Петербургский институт гражданских инженеров.

Глядя на дореволюционные постройки Весниных – неоклассический с колоннами и аркадами фасад банка Юнкера на Кузнецком мосту, Главпочтамт на Мясницкой, напоминающий византийский храм, конюшни Манташева на Скаковой улице, похожие на дворец эпохи барокко, трудно поверить, что это творения будущих мэтров конструктивизма, которые вскоре провозгласят: «…Вещи, создаваемые современными художниками, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобретательности…».

Cменилась эпоха, сменилась и эстетика. Из трех братьев к такому повороту лучше был подготовлен Виктор. В годы Первой мировой войны и вскоре после революции он проектировал химические заводы. В промышленной архитектуре, как известно, особенно значимы такие понятия, как конструкция, функциональность, экономичность. Бесперебойно действующий завод, идеальная машина – подобное понимание общества было близко художникам-конструктивистам.

В 1925–1929 годах В.А. Веснин первым из братьев построил в Москве конструктивистское здание – Институт минерального сырья в Пыжевском переулке. Ныне здание скрыто за строем разновременных домов. Четыре симметрических корпуса, спроектированные В. Весниным, окаймляют двор. Их архитектура предельно лаконична и ясна. Выразительность придают ряды широких окон, скругленные углы и сплошные остекленные поверхности первого этажа.

Индустриальный облик здания во многом предвосхитил направление дальнейшего творчества братьев Весниных на рубеже 1920–1930-х годов. Именно тогда Виктор Александрович проектирует и строит знаменитый «Днепрогэс». В Москве братья совместно создают такие хрестоматийные сооружения, как Дворец культуры Пролетарского района (впоследствии ЗИЛа) на месте разрушенного Симонова монастыря, Дом общества политкаторжан на Поварской (ныне Театр-студия киноактера).

Несмотря на то, что расцвет конструктивизма оказался недолгим, авторитет зодчих в стране и мире оставался необычайно высок. Виктор Веснин в 1932 г. стал первым президентом Союза архитектуров. Ныне творчество Весниных – признанная классика мирового зодчества. Здание ВИМСа в Пыжевском – одно из немногих сохранившихся в нашем районе произведений архитектурного авангарда 1920–1930-х годов.

Борис Арсеньев, проект «Энциклопедия одного района. Якиманка от А до Я»©