ВЛАСОВАлександр Васильевич (1900–1962)

Речной фасад Якиманки создавался веками, усилиями многих зодчих. И одно из первых мест здесь по праву принадлежит Александру Васильевичу Власову. Его замыслы всегда были масштабны и по большей части успешны.

Пожалуй, главной идеей творчества зодчего стало соединение города и живой природы. И это не случайно. Александр Васильевич был сыном ученого-лесовода, знал мир растений, занимался дендрологией на профессиональном уровне.

Родился он в Тверской губернии, окончил гимназию в Москве, поступил на архитектурный факультет московского политехнического института, который закончил в 1926-м. Дипломный проект Власова «Дворец труда в Днепропетровске» выделил автора из массы выпускников.

Молодой зодчий считал себя учеником И. Жолтовского и подобно учителю досконально исследовал классическое наследие. Он стремился переосмыслить художественную традицию в современном духе, приспособить ее к «задачам социалистического строительства», к нуждам советской системы, горячим сторонником которой являлся. Власов был одним из создателей всесоюзного объединения пролетарских архитекторов (ВОПРА). «Вопровцы» идейно противопоставляли себя конструктивистам, нещадно критикуя их за разрыв с традицией, за «левизну». Революционный пожар остывал, режим бронзовел, и это сулило неоконсерваторам от архитектуры большое будущее.

Первые значительные проекты Власова получили высокую оценку коллег и общественности, однако так и остались на бумаге. Вместе с группой ВОПРА зодчий участвовал в знаменитом конкурсе на строительство Дворца Советов и получил вторую премию. Другой проект – Ленинский коммунистический вуз на Воробьевых горах – предвосхищение идеи возведения здесь здания МГУ. В начале 1930-х о Власове говорят как об одном из многообещающих зодчих нового поколения. И он оправдывает надежды.

В 1934–1936 гг. по проекту Власова создается ансамбль обновленного Центрального парка культуры и отдыха, как тогда говорили, «грандиозный памятник эпохи». Здесь зодчий показал себя истинным знатоком и мастером садово-паркового искусства. Планировочные решения, заложенные Власовым, оказались столь удачными, что вот уже почти восемь десятков лет парк развивается на их основе.

Прообразами ЦПКиО явно послужили регулярные сады эпохи барокко – Версаль, Петергоф. Природа, преображенная человеком, взнузданная им стихия – эти понятия вновь вошли в сознание человека в 1930-е.

Перестраивая мир тогда «не ждали милостей от природы». И все же приблизиться к гармонии подчас удавалось. Пример тому – парковый ансамбль Власова. Едва ли не красивейшая набережная Москвы-реки – Пушкинская, также создана по замыслу зодчего. Это одно из немногих мест в центре города, где можно гулять у самой воды, а не смотреть на ее гладь с неприступных парапетов, где берег служит для отдыха, общения с природой, а не для проезда транспорта. Власов умело включил в ансамбль участок старинной набережной Голицынской больницы со знаменитыми казаковскими беседками, спроектировал гранитный амфитеатр водной станции, причудливый каскад с гротом в Нескучном саду. В те же 1930-е годы зодчий прорабатывал возможность освоения обширных пустырей в Лужнецкой пойме в качестве резервной территории для Парка культуры.

Едва ли не самое удачное сооружение архитектора в Москве – Крымский мост. А. Власов возвел его в 1936–1937 гг. в содружестве с инженером Б. Константиновым. По общему мнению – это красивейший мост столицы. Его вантовая конструкция для Москвы уникальна. Для района Якиманка Крымский мост – западные ворота и, вместе с парком и набережными, один из самых ярких зримых образов.

Эти работы вывели Власова в число ведущих архитекторов страны. Еще до войны его посылают в длительную творческую командировку в Италию, Францию и Грецию. Соприкосновение с любимой классикой еще больше укрепляет Александра Васильевича в правильности выбранного пути. Он полон планов.

Но начинается война. В 1941-м вместе с другими известнейшими архитекторами он участвует в работах по маскировке Москвы с воздуха.Потом эвакуируется в Среднюю Азию. Но уже в 1944-м Власова направляют в Киев, переживший оккупацию и сильно разрушенный. Зодчему благоволит тогдашний первый секретарь Компартии Украины Н.С. Хрущев. Они были хорошо знакомы еще по довоенным московским стройкам, которые Никита Сергеевич курировал в качестве руководителя столичной парторганизации. В мемуарах Хрущев тепло вспоминает о Власове. Однажды, например, они вместе посетили парк «Софиевка» в Умани. Подаренный архитектором здешний пейзаж партийный лидер бережно хранил дома.

Восстановление Киева, строительство нового Крещатика произвели большое впечатление на советское руководство, архитектурную общественность и на рядового обывателя. Колоссальный ансамбль нового центра украинской столицы стал своеобразным эталоном большого имперского стиля, доминировавшего в зодчестве тех лет и одобренного на самом верху власти. Архитектурный официоз не был, однако, чем-то искусственным, начисто оторванным от реалий. Он воплощал пафос Победы и надежды на расцвет страны.

Но, главное, большой стиль творили большие мастера. Такие, как Власов. «Сталинские» дома неслучайно по-прежнему считаются престижными. Любопытно, что в новейшие времена созданный московским архитектором и его коллегами киевский Крещатик с площадью Октябрьской революции, переименованной в «Майдан незалежности», неожиданно превратился чуть ли не в символ новой украинской государственности и стал впечатляющей декорацией для нашумевших политических событий.

Когда Хрущев волей Сталина вновь возглавил московскую парторганизацию, Власова перевели в союзную столицу. С 1950 г. он главный архитектор Москвы. При его активном участии разрабатывается новый Генеральный план развития города. Именно в те годы начался стремительный рост столицы в сторону юго-запада. В 1956 г. под руководством Власова завершается строительство крупнейшего в тогдашней Европе спорткомплекса в Лужниках.

В последние годы жизни зодчий сосредотачивается на проектировании нового варианта Дворца Советов, теперь уже не на месте снесенного храма Христа Спасителя, а на Ленинских горах, позади университета.

В своем творчестве Власов пытается соединить разные начала, разные эпохи – пафосный монументализм тридцатых-сороковых с модернистским минимализмом «хрущевской оттепели». Зодчий обласкан властью, признан коллегами. Он возглавляет Союз архитекторов СССР. Но жизненный путь оказывается короток. В 1962 г. А.В. Власов умирает.

Сегодня его именем названа одна из улиц на столичном Юго-Западе, в числе первостроителей которого был зодчий. Но лучшим памятником для архитектора остаются его творения.

Борис Арсеньев, проект «Энциклопедия одного района. Якиманка от А до Я»©