Бакарев Алексей Никитич (1766-1817)

В истории Якиманки этот архитектор отмечен как автор проекта знаменитого дворца Д.Н. Лопухина на Б. Калужской улице. Выполненные Бакаревым чертежи и рисунки этого сооружения были включены в «Альбомы» М.Ф. Казакова вместе с лучшими постройками классической Москвы. Замысел зодчего удалось в основных чертах осуществить к 1803 г. Впоследствии ансамбль неоднократно перестраивался. До наших дней от усадьбы Лопухина сохранилось лишь несколько старых помещений в составе огромного комплекса Горного университета на Ленинском проспекте, 6.

Meshchan_uchiLishe_f-1884w

Что касается самого Алексея Никитича, то ныне его имя известно лишь специалистам-историкам и искусствоведам. Оно оказалось в тени таких корифеев московского зодчества эпохи классицизма, как Баженов, Казаков, Еготов. Тем не менее Бакарев слыл в свое время маститым профессионалом. Сын армейского прапорщика, он одиннадцати лет отроду стал учеником Школы экспедиции Кремлевского строения. Азы мастерства осваивал под началом великого Матвея Казакова.

Пройдя все ступени профессиональной лестницы, Бакарев в 1804 г. получил звание архитектора. В 1815 г. он заменил умершего Еготова на должности управляющего Чертежной экспедиции Кремлевского строения. Выражаясь современным языком, стал главным архитектором Кремля. Но через два года умер и был похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре. Сын и внук зодчего пошли по его стопам – стали видными московскими архитекторами.

В творчестве А.Н. Бакарев следовал господствующему тогда стилю классицизма. В этом духе выдержан был и дворец Лопухина. Однако во многих проектах зодчего ярко проявились и новомодные тогда романтические веяния, стремление вырваться из жестких рамок классического канона. Бакарев считается одним из родоначальников направления «псевдоготики». Ему принадлежали любопытные замыслы восстановления Москвы после пожара 1812 г. с использованием национальных традиций русского зодчества.

На фото: мещанское училище и богадельня (снимок 1884 г.) – бывший дворец Лопухиных, можно сравнить, что  осталось от бакаревской архитектуры в здании Горного университета