В своей первой жизни мост у Андреевского, «что в Пленницах», монастыря был звеном Московской окружной железной дороги. Строили его в смутные революционные годы: с 1905-го по 1907-й. При рождении он получил имя «Памяти в бозе почившего великого князя Сергея Александровича». Как известно, великий князь генерал-губернатор Москвы погиб от бомбы эсера Каляева. Мост, таким образом, стал своеобразным мемориалом жертвам революционных лет. Впрочем, и сам он в глазах современников олицетворял революцию. Правда, иную – индустриальную, научно-техническую.

132-метровая стальная арочная конструкция моста поражала новаторством инженерного решения и архитектурной выразительностью. Впечатляла, однако, и стоимость: в три раза дороже своих стандартных собратьев. Это даже послужило поводом для дискуссии в прессе на актуальную и поныне тему – надо ли тратиться на красоту, возводя транспортные и промышленные сооружения, для которых, казалось бы, главное – функциональность, удобство, прочность и экономичность.

В данном случае спор разрешило само время. Мост у Андреевского монастыря, как и его брат-близнец у Новодевичьего, стал достопримечательностью Москвы, прославив своих и без того признанных создателей – главу московской школы мостостроения Л.Д. Проскурякова и архитектора А.Н. Померанцева.

Мосты в Лужнецкой пойме идеально вписались в москворецкие просторы и в пространство истории. Они соединили не просто берега, а целые эпохи – век девятнадцатый с веком двадцатым, классическую традицию – с новаторством, каменную статику – с динамикой стали.

За столетнюю, без малого, жизнь мосты славно потрудились. Сколько тяжелых составов прогромыхало по их стальным спинам! Несколько десятилетий окружная дорога играла важную роль в экономике столицы и всей страны. В годы Великой Отечественной магистраль работала на фронт, внеся свой вклад в победу под Москвой и в успех многих других операций. В кризисные дни обороны города важнейшие объекты Окружной были подготовлены к взрыву. Но их и без того усердно бомбила немецкая авиация. К счастью, оба моста уцелели. В 1950-х их слегка реконструировали. А в 1990-х они оказались на пути строившегося третьего транспортного кольца.

Городские власти приняли нетривиальное решение – не разбирать старые, изрядно изношенные, но все еще крепкие и эстетически совершенные мосты на металлолом, а перенести их в другие места и сделать пешеходными.

Работы начались в 1998 г. Их вели ООО «Организатор» и ОАО «Корпорация Трансстрой». И уже 22 мая 1999 г. тысячи москвичей стали свидетелями того, как по сигналу из ракетницы мэра Москвы Ю.М. Лужкова гигантская стальная ферма Андреевского моста сдвинулась с исконного места и медленно, иногда задевая листву Нескучного сада, поплыла по реке на буксируемых понтонах. Ее установили на новых опорах в километре ниже по течению. Затем перенесли декоративное убранство, дополнив его элементами в стиле хай-тек: стеклянной крышей, анодированными деталями, эспланадами и пандусами. Вновь, как и столетие назад, мост соединил эпохи – двадцатый век и век двадцать первый.

Открылось сооружение 3 сентября 1999 г. Позднее около моста со стороны Парка культуры соорудили внушительную гранитную набережную с причалами. Ансамбль, созданный по проекту архитекторов Ю. Платонова, А. Кузьмина, Д. Метаньева, И. Диановой-Клоковой, инженеров Е. Гапонцева и Б. Монова был признан «Лучшим объектом градостроительной деятельности» 2000 г. Его авторы стали лауреатами национальной премии в области зодчества «Хрустальный Дедал».

Новый мост сблизил Якиманку и Хамовники. Он соединил зеленые массивы Парка культуры и Нескучного сада со скверами Фрунзенской набережной, создав уникальную для центра мегаполиса пешеходную зону.

Борис Арсеньев, «Якиманка от А до Я»© проект «Энциклопедия одного района»