...В июле 1917 г. в Петрограде было подавлено вооруженное выступление большевиков. Временное правительство объявило Ленина в розыск. «Прятал нашего брата, конечно, рабочий», – вспоминал впоследствии Владимир Ильич. Этим рабо­чим был Сергей Яковлевич Аллилуев (1866–1945) – старый партиец, прошедший путь революционера в Закавказье, Москве, Петербурге, изведавший ссылки и аресты. Его супруга Ольга Евгеньевна (1877–1951) предложила укрыть Ленина в их квартире. Ильичу отвели комнату, в которой обычно останавливался друг семьи и товарищ хозяина по революционной работе в Закавказье Иосиф Сталин.

Пересидев тревожные дни в гостеприимном доме, написав здесь нес­колько статей, Ленин отправился в Разлив. Перед этим в целях конспирации Ольга Евгеньевна сбрила ему усы и бородку, придав вождю революции облик крестьянина-финна. На вокзал по ночным петроградским улицам Ильича сопро­вождали телохранитель-латыш и Сталин с Аллилуевым.

Вскоре соратники по партии и друзья стали родственниками. Нарком по делам национальностей И. Сталин женился на дочери С. Аллилуева Надежде. Он знал ее с детства и, по преданию, однажды даже спас из воды. (На самом деле спаси­телем был брат Павел.) Ленину, сватавшему за «чудесного грузина» свою млад­шую сестру Маняшу, пришлось смириться. Брак Иосифа и Надежды, проникнутый трудной любовью, окончился трагедией в 1931г., которая, по мне­нию многих биографов Сталина, усугубила тиранические черты его характера. В семье Аллилуевых не сомневались в самоубийстве Надежды и сугубо личных мо­тивах ее поступка.

В первые годы Советской власти Сергей Яковлевич Аллилуев налаживал боль­шевистское подполье на занятой белыми Украине и в Крыму, затем был на хозяйственной работе, участвовал в строительстве Шатурской электростанции. В 1930-х гг. он вместе с Ольгой Евгеньевной переехал из Кремля в Дом на набережной, в квартиру № 200. Старик совсем отошел от дел, редко выходил из комнаты, где обычно мастерил что-нибудь на домашнем верстаке. Он умер от рака желудка в 1945-м. Ольга Евгеньевна пережила мужа на шесть лет.

Едва ли закат их жизни был безоблачным. Слишком много бед обрушилось на семью. Дочь Надежда застрелилась. Старший сын Павел Сергеевич (1891–1938) сделал, было, неплохую военно-политическую карьеру, занимал пост комиссара Автобронетанкового управления Красной Армии. Он жил с семьей в том же доме. По свидетельству родственников, Павел был «человеком искренним, с открытой, но строгой душой».

В 1938 г. вместе с другими высокопоставленными военными – Д.П. Павловым, Г.И. Куликом и Г.К. Савченко Павел под­писал письмо Сталину против массовых арестов в армии. Это выступление, возможно, повлияло на ослабление репрессий. Многие из «вычищенных» были тогда возвращены в ряды вооруженных сил. Но в том же году 44-летний П.С. Аллилуев неожиданно умирает, вызвав тем самым упорные кривотолки о насильственной смерти. Его жена Евгения Александровна и дочь Кира в конце 1940-х гг. попали под очередную волну репрессий, но к счастью, выжили.

Жил в Доме на набережной и младший сын Сергея Яковлевича и Ольги Евгеньевны Аллилуевых – Федор Сергеевич (1898–1955). В Гражданскую войну он был секретарем Сталина, воевал на фронтах. По отзывам родни, страшные впе­чатления тех лет сильно расстроили его психику. Впоследствии он работал в редакции журнала, в Советском контроле. Был награжден медалью «За оборону Москвы».

Его сестра Анна Сергеевна (1896–1964) вышла замуж за известного чекиста С.Ф. Реденса. Она жила с семьей в одной квартире с родителями. В 1940-м Реденса расстреляли. Анну Сергеевну тоже не миновала беда. В 1948-м вместе с вдовой и дочерью брата Павла, женой Молотова Полиной Жемчужиной и другими «заговорщиками» она была арестована. Освободили ее лишь после смерти Сталина. Говорят, она много лет не могла отойти от тюремных кошмаров.

В Доме на набережной жила, сменяя квартиры, и самая известная из Аллилуевых – Светлана Иосифовна, дочь Сталина. К ней стареющий вдовый вождь испытывал глубокое болезненно-ревнивое чувство. В шутливых письмах генсек называл ее Хозяюшкой, Сетаночкой, подписываясь «твой секретаришко».

Природный темперамент, унаследованный от обоих родителей, и ревнивая опека отца во многом предопределили бурную и запутанную жизнь Светланы Сталиной, известную по ее книгам и ставшую достоянием литературы – серьезной и бульварной. После смерти вождя и разоблачения «культа личности» она взяла фамилию матери и стала Аллилуевой. Ее брат Василий Сталин, речь о котором пойдет в соответствующей статье, тоже жил в доме № 2 по ул. Серафимовича и оставил после себя яркую и неоднозначную память.

Борис Арсеньев, «Якиманка от А до Я»© проект Энциклопедия одного района