Середина XVIII века. На крутобережье Москвы-реки близ Калужской дороги соседствуют две усадьбы. Одна принадлежит вдовой княгине Д. Куракиной, другой владеет генерал Ф. Соймонов – выдающийся географ, человек драматической судьбы. В 1754 г. оба имения за скромную сумму в полторы тысяч рублей переходят к Матрене Демидовой. На деле владельцем становится ее муж Прокофий Акинфиевич – яркий представитель знаменитого рода горнозаводчиков, щедрый благотворитель и меценат, большой оригинал и самодур. В новой резиденции он развернулся во всю ширь своей необъятной сибирской души...

1756 год. Сотни работников трудятся в поте лица, разравнивая москворецкие кручи под парковые террасы. На верхней – вырастает большой каменный дом о трех этажах и 29 покоях. Кто был зодчим дворца – неясно. Обычно называется имя В. Иеста (Иехта). Но иногда историки упоминают об И. Ситникове и В. Яковлеве.

Жилище магната-оригинала оказалось под стать хозяину: роскошная мебель, заморские ковры, коллекции минералов, редкие книги, гербарии. В покоях – многочисленные слуги, облаченные в шутовские наряды, а также собаки, кошки, кролики и обезьяны. Иные из увлечений Прокопия Акинфиевича далеко перерастали рамки барских причуд. Демидовский ботанический сад, спускавшийся террасами к реке, современники считали лучшим в России и одним из богатейших в Европе. Его значение для становления отечественной ботанической науки неоспоримо.

1791 год. Сыновья-наследники Демидова продают усадьбу за 18 тыс. руб. генерал-прокурору Сената князю А. Вяземскому. Тот, однако, вскоре умирает. В 1793 г. уже за 35 тыс. имение покупает граф Ф.Г. Орлов – один из четырех знаменитых братьев-сподвижников Екатерины Великой. По-видимому, при нем дворец перестраивается в классическом стиле, на фасаде появляется колонный портик, отделываются интерьеры, строятся изящные парковые павильоны, сохранившиеся и ныне – Летний домик над рекой, Ванный домик у Екатерининского пруда, грот на склоне горы, через овраг перебрасывают каменные мостики.

Настал 1796 год. Федор Орлов отошел в мир иной. Дворец унаследовала его несовершеннолетняя племянница Анна. Но истинным хозяином усадьбы стал ее знаменитый отец – граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский – один из самых колоритных и противоречивых персонажей своего времени, влиятельнейший вельможа и государственный муж, военачальник, авантюрист высокого пошиба, большой русский барин. Его загородная резиденция, в которой он, по словам современника, «зажил, утопая в азиатской роскоши», превратилась в притягательное место допожарной Москвы. Балы, званые вечера, маскарады, катания на лодках, народные гуляния, фейерверки, кулачные бои... Графские затеи собирали не только московский свет, но и толпы простолюдинов. Великий лошадник, создатель породы орловских рысаков – граф выстроил рядом с дворцом крупнейший в первопрестольной конный манеж и роскошные конюшни.

Орлов умер в 1808 г. Его дочь Анна Алексеевна – красавица, богачка, наездница, первая невеста Москвы – замуж так и не вышла. С детства набожная, она посвятила жизнь спасению души и благотворительности. В 1812 г. именно графиня внесла самый большой денежный вклад на формирование московского ополчения – 100 тыс. руб. Французы, однако, все-таки вошли в Белокаменную. От разграбления и пожара опустевший дворец спасло то, что в нем квартировал генерал Лористон – тот самый, который по приказу Наполеона безуспешно пытался договориться с Кутузовым о начале мирных переговоров.

После изгнания неприятеля из Москвы усадьба зажила прежней жизнью. В 1816 г. дворец посетил император Александр I. А в 1826 г. здесь состоялся грандиозный праздник по случаю коронации Николая I. Присутствовало более тысячи гостей.

Новому императору приглянулись здешние места. В 1832 г. Николай I приобретает у Орловой имение, носившее тогда название «Майский дом». Казне покупка обошлась в полтора миллиона рублей! Император подарил усадьбу супруге Александре Федоровне. Александринский летний дворец – таким было название резиденции. Москвичи же по старинке называли его Нескучным.

В 1830–1840 гг. дворец реконструируется под руководством зодчего Е.Д. Тюрина. В одной из комнат верхнего этажа была устроена домовая церковь во имя св. мученицы Александры-царицы. Тогда же окончательно сложились ансамбли парадного и «смотрительского» дворов. Въезд в усадьбу украсили торжественные ворота с аллегорическими скульптурами, предположительно работы И. Витали. Парк был заново переустроен придворным садовником Пельценом в духе английских пейзажных садов.

В Александринском дворце бывали все русские императоры вплоть до Николая II. В отсутствие царской семьи парк открывался для свободного посещения. Здешние гуляния были особенно популярны у замоскворецкого купечества. В одном из дворцовых флигелей выдающийся историк Соловьев работал над своей «Историей России с древнейших времен».

На рубеже ХIХ–ХХ вв. в Нескучном подолгу жили московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович и его супруга Елизавета Федоровна. В годы первой русской революции дорога из Кремля в Александринский дворец стала для великокняжеской четы опасной. Боевики-эсеры планировали покушение на Сергея Александровича. Однако бомба Каляева настигла великого князя в Кремле.

В советское время во дворце обосновался Музей народоведения. Его сменил музей мебели, увековеченный Ильфом и Петровым в «Двенадцати стульях». В 1934 г. здесь разместился переехавший из Ленинграда Президиум Академии наук, парадный двор украсился великолепным фонтаном работы Витали, перенесенным с Лубянской площади.

Нескучный дворец и поныне штаб отечественной науки. А в бывшем манеже – Минералогический музей.

Борис Арсеньев, проект Энциклопедия одного района «Якиманка от А до Я»©