В нашем районе есть свой «полуостров Крым». Квартал на склоне холма между Б. Якиманкой, Садовым кольцом и Мароновским переулком – место достопамятное. Именно здесь в XVI-ХVII вв. располагался знаменитый Крымский двор. На нем останавливались послы и торговцы из Крымского ханства – самого беспокойного соседа Русского государства. Исторических событий, происходивших в здешних краях – не перечислить. Как память о прошлом остались местные названия, в том числе Крымский вал и Крымский тупик. Но из старой застройки сохранились лишь три особнячка XIX века, все остальное советского времени: солидные дома 1930-50-х гг. Сегодня это типичный квартал московского центра с типичными проблемами. Население: преимущественно интеллигенция, средний класс, военные-отставники.

Общественность здесь активная, боевитая, привыкшая разговаривать с районным начальством на равных. Оно, впрочем, и не уклоняется от такого разговора. Глава управы М.А. Столбов на встрече внимательно выслушивал все жалобы крымчан, отвечал, как мог, на вопросы, давал поручения подчиненным. Но и он затруднился объяснить ситуацию с ремонтом электрооборудования в доме № 8 по Крымскому валу. По заявлениям жителей работы ведутся с многочисленными нарушениями и, главное, без документации. Представитель генерального заказчика – ГУИСа, пытался оправдываться: проект существует, а некоторые отступления от норм обусловлены особенностями конструкции старого здания.

– Дом построили в 1936 году, он – памятник архитектуры и требует к себе особо бережного ношения, – настаивала депутат райсобрания и местная жительница К.Д. Булатова. – Если есть проект, ознакомьте с ним общественность и управу. В конце концов, оказалось, что документация хотя и существует, но пока не со­гласована и не утверждена. – Копию проекта – в управу и старшему по дому, – распорядился Столбов.

Соседний дом № 6 на Крымском валу уже пережил капремонт. Однако далеко не всем успели поставить водосчетчики. В результате, жалуются жители, приходится теперь платить не только за себя, но и за «тех парней» из дальних краев, которые в немалом числе вселились в иные квартиры. Главе управы приш­лось разочаровать вопрошавших: бесплатная установка счетчиков в 2011 г. пре­дусмотрена лишь для инвалидов и участников войны. А вот адреса подозрительно многолюдных квартир М. Столбов попросил сообщать ему и участковому.

Якиманский Крым – это зеленым тенистый двор. У жителей есть претензии к его содержанию. Газоны здесь (и повсеместно в районе) поливают не ежедневно, как положено по правилам, а, дай бог, раз-два в неделю. Мусоровозы, вынужденные из-за пробок работать по ночам, громыхают и мешают спать округе. Кстати, крымчане предлагают возобновить эксперимент по раздельному сбору мусора, в свое время благополучно провалившийся в Москве. Острая проблема городского полуострова, зажатого магистралями – транспортная. Она усугубилась, когда маршрутки, курсирующие по Ленинскому проспекту, стали вопреки всем правилам трафика разворачиваться через Мароновский переулок. Они к тому же загромождают троллейбусные остановки, порой высаживают пассажиров прямо на мостовую. Как и везде в московском центре, в квартале беда с парковками, М. Столбов говорил о скором обустройстве парковочных карманов на Мароновском переулке, но подчеркнул: «Единственный выход – строительство подземных гаражей». Только так, по его словам, можно обеспечить необходимые району 30 тыс. машиномест.

Крымчан беспокоит и криминогенная обстановка в микрорайоне. Присутствовавшим на встрече чинам полиции они указывали: в одном из домов угнездился бордель, другой превращается в бомжатник.

И, конечно, не обошлось без обсуждения хронической местной проблемы. Вот уже много лет не прекращаются попытки развернуть во дворе новое строительство. Чтобы отстоять свое жизненное пространство крымчанам приходилось применять весь арсенал методов общественного воздействия: от коллективных челобитных в высокие инстанции и депутатских запросов до митингов. Сейчас всплыл новый проект. Некая фирма вознамерилась реконструировать старинный двухэтажный особняк в Крымском тупике, 8, надстроив и расширив здание, переделав его в современном духе. Москомархитектуры, не дождавшись обязатель­ных в таких случаях общественных слушаний, подмахнуло проект. Жители возму­щены беззаконием. Их заботит и неясная ситуация с соседним участком в Крымском тупике, 10, где общественности некогда удалось предотвратить масштабную стройку. Здесь бы обустроить зону отдыха. Однако, но слухам, застройщики продолжают облизываться на лакомый кусочек московской земли. Есть пре­тенденты и на давно пустующий старый дом № 12 в том же Крымском тупике. Об­щественность же и управа в данном случае выступают заедино: в здании следует разместить предприятия службы быта и магазин непродовольственных товаров.

В общем, перспективы квартала пока туманны. Как говаривали полтора века тому назад: «Война в Крыму – все в дыму».

Борис Арсеньев, Yakimanka.ru