На портале госзакупок уже появилось больше десяти таких конкурсов, размещенных управами и префектурами Москвы. Префектура ЦАО заказала исследование стоимостью до 8,9 млн руб.

Главной целью исследований будет изучение конфликтных ситуаций и социального напряжения в районах города, а также отношений жителей с исполнительной властью и муниципальными депутатами. В ЦАО от подрядчика требуют детального анализа инициативных групп граждан — власти хотят знать о них все, начиная со специализации и заканчивая составом их участников. По итогам мониторинга должен быть сформирован перечень всех инициативных групп с информацией об их формате, имеющихся у них ресурсах и «инструментах формирования общественного мнения». Подрядчик также должен будет проводить «анализ позитивных, негативных и нейтральных тем в СМИ» и интернете и создать «базу данных медиафайлов (фото- и видеоматериалов) о массовых и/или публичных мероприятиях, проводимых на территории ЦАО» (не менее 6 ГБ ежемесячно). Он также обязан провести «анализ социальных отношений в округе при реализации городских градостроительных проектов и иных программ развития» и проанализировать «возникновение социальной напряженности в округе». Компания должна будет сформировать не менее десяти «карт проблемных точек районов ЦАО».

Как говорится в документации конкурса для ЮВАО, от подрядчика также требуется анализ «социальной ситуации» в связи с «городскими проектами и госпрограммами», в том числе анализ обращений жителей округа в госорганы, изучение районных инициативных групп жителей, экспертные интервью. Кроме того, необходимо провести социологические исследования «о социально-экономической ситуации». Для этого чиновники требуют «оценить уровень социального самочувствия жителей района, выявить характеристики и специфику проблемного поля, лидеров общественного мнения в каждом районе, составить “проблемные” карты по каждому из районов, описать возможные модели поведения групп общественной активности, определить структуру информационных предпочтений жителей района».

Структура, выбранная московскими властями, должна будет готовить мониторинг публикаций в соцсетях. «Основной задачей мониторинга является выявление резонансных и значимых сюжетов, связанных с реализацией в районе городских проектов и государственных программ»,— говорится в техзадании. Компания будет отбирать блоги и сообщества по проблематике района, а также «тематические микроблоги в сервисе Twitter для отслеживания настроений целевых аудиторий». Отслеживаться будут и комментарии к записям, а по итогам будет готовиться «анализ позитивных, негативных и нейтральных тематических сюжетов в СМИ и блогосфере». Помимо того, московские власти хотят, чтобы подрядчик делал «аудит информационных поводов», выбирал «выигрышные темы» и организовывал «информационную работу в СМИ и блогосфере по популяризации» деятельности госорганов, городских проектов и госпрограмм. В конкурсах также говорится о «выработке конфликтологических рекомендаций органам власти по снижению социальной напряженности и урегулированию конфликтов» с управами и местными депутатами.

Два источника, близкие к московской мэрии, сказали “Ъ”, что исследования проводятся перед выборами муниципальных депутатов, которые пройдут 10 сентября. Один из них отметил, что это «первый транш» из бюджета для пиар-структур, которые будут вести муниципальные кампании. В столичных структурах власти на вопрос “Ъ” о госзакупках ответить не смогли.

Таисия Бекбулатова

http://www.kommersant.ru/doc/3282238