«Маленькое черное платье» Коко Шанель избавило модниц от тягостных раздумий: что бы такое надеть, дабы выглядеть настоящей Леди.
Хрупкая француженка, прозванная королевой моды, на самом деле не совершала революционных преобразований в дизайне одежды. Вовсе не Коко Шанель вытеснила из женского гардероба неудобные корсеты, и не она стала первым модельером, создавшим собственные духи. Ее главная заслуга - дерзкий разгром стереотипов относительно того, как должна выглядеть женщина в начале XX в. Именно с ее подачи пышные драпированные платья сменились удобными простыми нарядами, которые не сковывали движений. Элегантные шляпки и нехитрая бижутерия от Шанель дополнили лаконичность нового стиля эпохи. А черный, традиционно «вдовий» цвет пережил колоссальную трансформацию, превратившись из траура в атрибут шика и изысканности. С появлением «маленького черного платья» с длинными рукавами и прямой юбкой до колен мир моды окончательно изменился. О легендарной модист­ке говорили: «Шанель создала женщину, которой до нее Париж не знал».

Смелые маневры

Перемена в осознании женской сути началась с самой Габриель Шанель, которая еще в детстве решила полностью изменить свою жизнь. Она воспитывалась в семье мелкого торговца в провинциальном французском городке Сомюр и на собственном опыте узнала, что такое нищета и тяжелый труд. Однако главным уроком для нее стало другое обстоятельство - после смерти матери отец решил отдать 12-летнюю Габи в монастырский приют, тем самым не только избавив себя от будущих забот о дочери, но и невзначай продемонстрировав бесперспективное «место женщины» в патриархальном мире (мальчиков, как правило, старались пристраивать в семьи родственников). Габриель такое «избавление» не забыла и не простила. Она твердо решила стать независимой от мужчин, раскованной в своих поступках и самостоятельной в финансовом плане. Монастырские стены ей в этом только помогли, так как именно здесь она научилась достойно противостоять унижению и справляться с одиночеством, стала расчетливой, проворной, обрела основные навыки кройки и шитья. Причем длительное ношение монастырской униформы лишь умножило ее желание ярко выделиться.

Первые шаги к задуманному начались с работы в небольшом магазине одежды в городке Мулен, где 18-летняя Шанель выполняла заказы по пошиву детских и женских нарядов. Одновременно с этим юная мадемуазель устроилась певичкой в один из местных кафешантанов, благодаря чему получила прозвище Коко - по названию одной из своих незатейливых песен. Музыкальная карьера не состоялась, зато на нее, девушку из бедной семьи, обратил внимание состоятельный офицер Этьен Бальсан. Впервые окунувшись в роскошь и беззаботную жизнь французской аристократии, Коко Шанель поняла, что роль содержанки ее никак не устраивает. Чтобы отстоять свою независимость и непохожесть на остальных кокеток, Шанель взялась за ножницы и начала в буквальном смысле перекраивать свою жизнь, создавая собственный стиль в одежде - дерзкий и новаторский. При этом в ход пошли предметы мужского гардероба: рубашки, галстуки, бриджи-галифе, которые Шанель виртуозно дорабатывала и превращала в фееричные ультраженские новинки. «Однажды я надела мужской свитер, просто так, потому что мне стало холодно... Подвязала его платком (на талии). В тот день я была с англичанами. Никто из них не заметил, что на мне - свитер», - вспоминала Шанель. Ее дизайнерские трансформации шокировали, но устоять перед их простотой и изысканностью было невозможно. Уже к началу 1920-х у Коко Шанель появилась масса именитых поклонников (Жан Кокто, Пабло Пикассо, Сергей Дягилев, великий князь Дмитрий Романов). Открылись ее первые бутики и салоны мод, стоимость нарядов в которых доходила до трех тысяч франков. При этом аристократки-модницы, еще недавно расхаживающие в туалетах с пышными рюшами, оборками и страусиными перьями, выстраивались в очередь, чтобы приобрести ее удобные фланелевые жакеты, трикотажные блузы и юбки прямого кроя, а также оригинальные платья-рубашки с невыраженной талией. Она стала новым эталоном утонченной женственности и независимости. Безого­во­рочным подтверждением тому стали легендарные духи «Шанель №5» и «маленькое черное платье».

Стильная штучка

Немеркнущая слава шанелевского черного платья, изобретенного в 1926 г., объясняется вовсе не идеальной выкройкой, а той идеей, которая была вложена в этот предмет гардероба. По мнению Коко Шанель, каждая женщина, независимо от ее социального статуса и уровня доходов, имеет право быть неотразимой. И для этого не нужно набивать шкафы сотней накрахмаленных кофточек и разноцветных костюмов. Достаточно иметь одно маленькое черное платье с простым полукруглым вырезом и длинными узкими рукавами, которое способно создать безупречный образ элегантности и стиля при любых обстоятельствах. Для разнообразия лаконичный наряд можно дополнить ярким аксессуаром, например, ниткой искусственного жемчуга или шелковым шарфом - и строгие, четкие линии платья заиграют с новой силой, подчеркивая достоинства и скрывая недостатки хозяйки. Американский журнал Vogue, напечатавший статью о «маленьком черном платье», окрестил модную новинку «шанелевским «Фордом» - как и популярная модель «Т» автомобильного гуру Генри Форда, знаковое платье Шанель было простым, демократичным (его могла скопировать любая портни­ха-самоучка) и представлено лишь в одном цве­те - черном.

Выбор цвета, кстати, сыграл решающую роль в растущей популярности новинки. С одной стороны, черный цвет издавна символизировал траур, да и в обществе существовали строгие правила относительно того, сколько месяцев или лет надлежало скорбеть, одеваясь при этом в безликий и угрюмый черный. У Коко Шанель тоже была причина для скорби - в автомобильной катастрофе погиб Артур Кейпел, к которому она была очень при­вяза­на в то время. Но француженка, не привыкшая следовать стереотипам, выдвинула свои аргументы: черный цвет наряда, считала она, как ничто другое подчеркивает индивидуальность и красоту женского тела, акцентируя внимание не на деталях туалета - бантах, оборках и цветочной раскраске, - а на женской сути. Черный цвет нейтрализовал, отсекал все ненужное, выдвигая на первый план природное очарование женщины. «Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета - значит, она была одета идеально», - любила повторять Коко Шанель. Новую позицию женственности оценили многие известные женщины тех лет: Марлен Дитрих, Клара Боу, Франсуаза Саган, Жаклин Кеннеди, Грета Гарбо. Эдит Пиаф и вовсе на протяжении всей своей карьеры предпочитала выступать в черном, облегающем фигуру платье, за что получила прозвище «маленький черный воробушек». А фраза-комплимент герцогини Виндзорской «когда маленькое черное платье подобрано идеально, никакой другой наряд не может его заменить» - стала крылатой.

Голливудский рай

Со временем платье-идея, предложенное Шанель, стало всячески видоизменяться: другие модельеры принялись экспериментировать с воротниковой зоной, рукавами и длиной юбки (хотя Коко всегда настаивала на том, чтобы женский наряд прикрывал колени - самую некрасивую, по ее мнению, часть женского тела). На удобство и практичность лаконичного наряда обратили внимание кинематографисты: в моду как раз вошли цветные фильмы, но пестрые костюмы киногероев создавали помехи в качестве передаваемой картинки, а вот маленькие черные платья героинь подходили как нельзя лучше. В частности, киномагнат Сэмюэль Голдвин не поскупился в 1931 г. заплатить Коко Шанель $1 млн за то, чтобы она одела его кинозвезд, включая Кэтрин Хепберн, Грейс Келли, Элизабет Тэйлор и Глорию Свенсон.

По сути, Голливуд стал самой успешной рекламной площадкой для французского платья. Начиная с 1950-х актрисы, желавшие взволновать и очаровать своих поклонников, шли на маленькую хитрость: стоило им хоть раз появиться в одном из вариантов «маленького черного платья» - и очередная волна успеха и обожания была обеспечена. Так, Мэрилин Монро, несмотря на свою любовь к белому цвету, блистала в черных откровенных платьях в фильмах «Некоторые любят погорячее» и «Джентльмены предпочитают блондинок». Тем более что главные друзья этой девушки - бриллианты - смотрелись эффектнее именно на черном. Магию черных нарядов «примеряли» также Софи Лорен, Катрин Денев и Элизабет Тэйлор. Однако всех их обскакала хрупкая Одри Хепберн, снявшись в фильме «Завтрак у Тиффани» (1961 г.) и став «иконой стиля» благодаря своему скромному туалету. Новые очертания платья из итальянского атласа, с разрезом до бедра и срезанными рукавами придумал модельер Юбер Живанши, получивший взамен свои «5 минут славы» - после ошеломительной популярности фильма и созданного им образа продажи Дома Given­chy выросли вдвое. При этом ценность туалета за прошедшие почти полвека не померкла: пару лет назад знаменитое черное платье Одри Хепберн было продано на аукционе Christie´s за $900 тыс. - в семь раз дороже заявленной стоимости!

«Мода проходит, стиль остается»

Любое отклонение от первоначального эскиза Коко Шанель нисколько не оскорбляло великую Мадемуазель, ежегодные доходы которой к началу 1970-х выросли до $160 млн. Наоборот, она всегда поощряла любые копирования и преобразование своих идей. Так что сегодня вариантов на тему «маленького черного платья» собралось тысячи. Dior, Ungaro, Giorgio Armani, Chloe, Gucci, Sonia Rykiel предлагают все новые и новые интерпретации культового женского одеяния: белые воротнички или заманчивые декольте; удлиненные до кончиков пальцев прозрачные рукава или тесемки, перекрещенные на груди; пышный клеш или зажатые силуэты, бархат и парча, ажурные кружева, грубая кожа с булавками и меховые вставки. И сколько бы ни было еще «платье-сказаний», легендарный наряд по-прежнему выполняет свою главную функцию - облагораживает женщину, делает ее сильнее и успешнее. Неслучайно Диана Спенсер для первого официального выхода в свет с прин­цем Чарльзом в 1981 г. вместо традиционного вечернего платья надела черное шифоновое платье с открытыми плечами и глубоким декольте. Как и Коко Шанель, она совершила дерзкий, но абсолютно женский поступок - выделилась, чтобы остаться независимой и уникальной, несмотря ни на королевские протоколы, ни на бытующие стереотипы и общественное мнение.
"Власть денег"