28 января Совет депутатов района Якиманка рассматривал законодательную инициативу жителей района о введении моратория на сборы средств в фонд капитального ремонта. В пояснительной записке к проекту инициаторы объясняли необходимость принятия их законопроекта сыростью и не проработанностью действующего закона, по которому уже сегодня каждый москвич отчисляет в региональный или домовой фонд по 15 рублей в месяц за квадратный метр. Кроме того, одним из основных аргументов жителей был вопрос о невыполненных обязательствах государства перед собственниками квартир – согласно закону о приватизации, государство обязалось сдать имущество общего пользования в полностью отремонтированном состоянии, либо обеспечить долю в последующем ремонте, равную проценту от износа на момент приватизации.

Инициативу подали в порядке закона о местном самоуправлении и Устава района. По закону, вынести проект на рассмотрение местного совета депутатов может инициативная группа жителей, представляющая не менее 3% от числа избирателей муниципального округа. После рассмотрения, совет депутатов, обладающий законотворческой инициативой, мог вынести данный законопроект на рассмотрение Московской городской Думы.

Нужно сказать, что тенденция к давлению на Мосгордуму через местные советы по этому (и другим) вопросам проходит во всех или почти всех муниципальных образованиях Москвы. Ранее подобное решение против поборов на капремонт и мораторий принял Совет депутатов Тверского района, рассмотрели и отклонили его и депутаты в районе Лефортово, в районе Аэропорт не хватило для этого всего одного голоса. В ближайшее время эти решения будут рассматриваться в Рязанском, Ломоносовском, потом и в других районах.

Несмотря на неудобное время и будний день, на заседание Совета депутатов Якиманки по этому вопросу пришло около трех десятков жителей, многим пришлось отпроситься с работы или учебы. Пятерым из них, согласно закону, дали слово, чтобы аргументировано изложить свою позицию.

После чего слово взяли депутаты. Приведу основные аргументы, высказанные депутатами против инициативы.

1. «У вас поддельные подписи. Среди них есть не жители района и еще умершие люди».

Этот аргумент, думаю, больше всего задел людей в зале, многие из них сами собирали подписи среди своих соседей по дому. Если по существу, то для того, чтобы обязать совет депутатов рассматривать любой вопрос на своем заседании, инициативная группа должна включать не менее 3% от числа избирателей муниципального округа. 3% от числа избирателей нашего района это 417 человек. В процессе кампании меньше чем за месяц было собрано почти 1200 подписей, из них для подачи в Совет депутатов отобрали 860 лучших. Какое-то время после подачи противники инициативы, по всей видимости, надеялись не допустить вопрос до рассмотрения. Из депутатов была создана специальная рабочая группа по проверки подписей. Многих жителей обзванивали и просили написать заявление об отказе, пугая судами и другими байками. В конечном итоге, на заседании глава рабочей группы смогла на словах (без каких либо документальных подтверждений и предметного рассмотрения) опровергнуть не более десятой части собранных подписей. Таким образом, инициативной группой были соблюдены все юридические формальности для рассмотрения проекта, можно сказать, с двойным запасом.

2. «Это ничего не даст. Мосгордума никогда не примет закон в нашу пользу»

Аргумент из серии: «давайте ничего не будем делать, все равно все умрем». На самом деле, история знает множество случаев, когда под давлением общественности и вопреки желанию власти, тот или иной закон принимался или перерабатывался. Самый наглядный пример в Москве – закон «О знамении Победы». «Единая Россия» в Мосгордуме трижды его отклоняла, но потом, под давлением подписей ветеранов, сама же выдвинула и приняла. Теперь по праздникам красный флаг вывешивают наравне с государственными символами на всех официальных зданиях столицы. Другой пример: по факту, отменённое из-за массовых протестов москвичей, предусмотренное генпланом расширение улиц, в том числе Ленинского проспекта. Во многих регионах (но не в Москве), местные парламенты, боясь народного презрения, принимали законы «о детях войны». И.т.д.

Все это доказывает, что власть можно вынудить пойти на попятную, оказывая на нее общественное давление. Собрание местного Совета депутатов по насущному вопросу и вынесение решения о выходе в город с законотворческой инициативой – мирный и законный способ давления, которым обязан заниматься полноценный орган местного самоуправления.

Не смотря на то, что в Якиманке было принято решение не в пользу жителей, в Мосгордуму проект все ровно попадет, для этого он должен быть принят в 15 (из 120) районах города. В конце концов, как это не раз бывало, Закон может быть и не принят в начальном виде «программы максимум», как мораторий на платежи в фонд капремонта до 2025 года, но послабления со стороны господствующего класса, думаю, можно ожидать уже в ближайшее время.

То, что этот способ имеет реальное действие, доказывает истерика на разных уровнях после внесения этого вопроса в аппарат совета депутатов. Тут и обзвон жителей с угрозами судами и личные встречи с уговорами отписаться. Префектура и мэрия конкретно заволновалась, мне после этого разве что лично Собянин не позвонил. Если мнение Совета депутатов района ни на что не влияет, то к чем все это?

3. «Люди сами не понимают, чего хотят»

Жители Якиманки обратились с конкретной просьбой в рамках закона и полномочий Совета депутатов. Многие из них изучили и знают этот закон лучше многих депутатов. Конкретные аргументы были изложены в проекте и пояснительной записке. Попытка некоторых противников законопроекта выставить жителей «кучкой сумасшедших» - не иначе, как провокацией против своих же избирателей, назвать нельзя.

Выводы по итогам собрания Совета депутатов у меня следующие. В текущем составе Совет не готов пойти в разрез с городской властью и стать полноценным органом местного самоуправления. За 4 года им не было принято ни одного значимого для жизни района и города решения, хотя в Москве произошло очень многое, причем многое не в пользу жителей, интересы которых депутаты обязаны отстаивать.

Вместе с тем есть и положительные моменты. На собрании дали выступить всем жителям, не стали устраивать явных провокаций, как это часто происходит в других районах. Например, как проходило заседание в районе Лефортово, можно понять по видеозаписи и открытому письму от руководителя инициативной группы района, депутата Тарасова: «Я обращаюсь с открытым письмом к руководителю столичного отделения "Единой России" Н.Н.Гончару, по поводу той вакханалии, которую у нас на Совете депутатов устроили депутаты из его партии.
Суть вопроса такова: является ли этот отказ позицией регионального отделения? И в качестве дополнительного - запрашиваю реакцию на ограничение допуска СМИ, силовое выталкивание жителей района, лишение возможности представителей инициативной группы выступать по вопросу своей инициативы.
Цель этого открытого письма проста: Совет депутатов отказывался отправлять проект в Мосгордуму по указке сверху, дабы не пришлось показывать свою фактическую позицию столичной "Единой России". Считаю попытку спрятаться от проблемных вопросов недостойной».

Значит не все еще потеряно в якиманском Совете депутатов, но для того, чтобы стать настоящим, депутатам нужно перестать мыслить в системе подчинения “начальству” и начать работать в интересах жителей.

Виталий Мальцев, депутат муниципального округа Якиманка, член КПРФ