15.03.09. Обеспечение прозрачности работы управляющих компаний (УК) – один из ключевых вопросов реформы ЖКХ. Для этого не надо принимать никаких новых законов: достаточно исполнять существующие, которые обязывают все УК давать ясный и четкий ответ на вопрос: как тратятся наши деньги?

Статья 162 Жилищного кодекса РФ обязывает УК ежегодно в течение первого квартала отчитываться перед собственниками многоквартирного дома. Это важно, т.к. по итогам отчета жители принимают решение, оставаться им с этой УК или поискать новую, или вовсе сменить форму управления  домом. Управляющие организации часто не горят желанием раскрывать карты перед собственниками в домах, которыми управляют. Или отчитываются формально, чтобы люди не смогли связать набор работ и услуг, их периодичность, объем и качество с деньгами, которые они платят управляющей организации. А на запросы предоставляют набор работ якобы выполненный в истекшем году без предоставления смет, бухгалтерских документов и т.д., мотивируя это коммерческой тайной.

Что должнобыть в отчете, какими документами он должен подтверждаться? Разъясняет заместитель директора ГУ «Инженерная служба города Москвы» А.С. Чечин:

«В договоре управления многоквартирным домом должен  быть определен порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств, с указанием, в какой форме и в какие сроки должен представляться отчет. Отчет УК должен содержать исчерпывающие сведения о расходовании денежных средств с приложением копий первичных документов. Отказ УК на требование о предоставлении отчета по мотивам коммерческой тайны неправомерен. (В Законе РФ «О коммерческой тайне» понятие «коммерческая тайна» определено как: конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке), тогда как отчет УК о финансово-хозяйственной деятельности представляется собственникам только в части расходования их собственных средств на цели, связанные с управлением их многоквартирным домом. Отчет предоставляется не лично председателю ТСЖ или ревизионной комиссии, а именно собственникам жилых помещений на общем собрании, либо лично каждому собственнику. Отчет может предоставляться чаще, чем один раз в год, например,  удобно принимать отчет об управлении на общем собрании вместе с решением о выборе управляющей компании на следующий год и продлением полномочий правления ТСЖ».

Квалифицированный, подробный отчет необходим как собственникам жилья, так и управляющей организации. Он создает основу для понимания жителями, во что обходится содержание их дома, для вовлечения собственников помещений в процесс принятия решений и соответственно ответственности за них, а также основу доверия к управляющей организации и удовлетворенности ее профессиональными действиями.
Собственники обязаны также проводить общее собрание не реже раза в год (ст. 45 Жилищного кодекса РФ). Его полезно совмещать с отчетом УК. Имеет смысл обсудить дату и повестку предстоящего собрания с УК. Для плодотворной работы желательно ознакомить собственников с отчетом и предложениями УК заранее до собрания.
Отчет управляющей организации должен всесторонне отражать результаты деятельности по управлению многоквартирным домом.

Он может включать следующие основные разделы:
· Техническое обслуживание общего имущества;
· Санитарное содержание общего имущества, включая земельный участок;
· Благоустройство помещений общего пользования в многоквартирном доме и придомовой территории;
· Ремонт и замену отдельных составляющих инженерного оборудования и других видов общего имущества;
· Мероприятия по обеспечению сохранности общего имущества, безопасности и удобства проживания в доме;
· Предоставление коммунальных услуг;  Исполнение сметы доходов и расходов, а именно:
а) данные по запланированным и фактически произведенным расходам (полученным доходам) по отдельным статьям сметы;
б) превышение запланированных расходов по отдельным статьям;
в) недополучение запланированных доходов, особенно размер задолженностей по обязательным платежам на содержание общего имущества и оплату коммунальных услуг;
г) анализ причин отклонения фактических показателей от плановых;
д) перерасчет платежей за услуги по содержанию и ремонту общего имущества по их фактической стоимости, определенной сметой расходов по годовому отчету;
е) порядок компенсации или зачета переплат жителей в связи с произведенным перерасчетом.

Кроме отчета, УК может представить предложения на очередной год с подробной сметой расходов на работы по поддержанию состояния многоквартирного дома, ресурсосбережению при оказании коммунальных услуг, повышению комфортности проживания. Там также могут быть предложения по эффективному использованию средств собственников и других возможных доходов и финансовых источников для финансирования мероприятий годового и перспективного плана.
ГУ ИС района Якиманка