В  школе № 1262 закрыт для «посторонних» музей ленд-лиза, вызывавший интерес не только у школьников и ветеранов, но и у зарубежных делегаций, потому что это единственная в мире экспозиция, посвященная теме. А борьба против гаражей-ракушек поставила под угрозу несколько уникальных автомобилей времен войны. Об этом рассказала  «Новая газета».

В 1980-х группа энтузиастов под руководством военно-морского врача в отставке Николая Бородина начала собирать коллекцию предметов, относящихся к поставкам по ленд-лизу: приборы, вооружение, специальные ботинки для водителя танка «Шерман», игрушки, которые британцы вкладывали в продуктовые посылки для СССР. В 2004 году руководство школы № 1262, где учились дети Бородина, предложило ему организовать в школе музей. В результате серьезной поисковой работы энтузиастов, получилась солидная экспозиция, которую за 10 лет посещали не только ветераны и школьники, но и официальные делегации из других стран. Коллекция между тем продолжала пополняться и составила более 2000(!) единиц хранения.

В 2014 году школу № 1262 присоединили к учебному комплексу № 627. Новый директор заявила, что  музею не место в школе, так как его слишком часто посещают посторонние, а это не отвечает нормам безопасности. В результате, когда в школу приехала делегация американских ветеранов, в музей им не пустили. Директор объяснила, что в музей теперь можно попасть только с разрешения департамента образования. Следующим шагом к уничтожению музея стало  предписание освободить помещение до 1 января 2015. Когда о ситуации рассказали СМИ, музей оставили на прежнем месте, но доступ к нему администрация школы не открыла. Теперь попасть туда не может никто, кроме руководителя музея.

«28 апреля к нам должны приехать ветераны, участники встречи на Эльбе, мы с ними встречаемся в музее имени Пушкина. 29 апреля наш музей хотел бы посетить посол США. Но если школа будет по-прежнему вести себя, как режимное предприятие, то, конечно, туда никто не попадет, – жалуется Николай Бородин. – В школе требуют, чтобы посетители сначала связывались с пресс-службой департамента образования, а в департаменте говорят: чего вы нам звоните, вы не можете сами решить этот простой вопрос? Почему человек не может на входе предъявить документы и пройти? А заместитель директора по воспитательной работе Зубарева сказала, что мы храним никому не нужное ржавое железо».

Кроме того, в  запасниках музея ленд-лиза хранятся экспонаты, еще не прошедшие реставрацию, и в их числе — автомобили времен войны, один из которых принадлежал маршалу Рокоссовскому. Запасниками музея и хранилищами для машин служили гаражи-тенты. В 2012 году в управе района Якиманка потребовали убрать «тенты» и уступить место благоустроенной дворовой автостоянке. Как пишет "Московский комсомолец", после очередной шумихи в СМИ тенты перевезли во двор дома на Донской улице, выделив участок земли, использовавшийся в качестве площадки отстоя для уборочной техники.

При этом никаких разрешительных документов на установку «ракушек» на новом месте управа не оформила, а  в конце прошлого года главу музея вновь уведомили о том, что территорию нужно освободить, поскольку по утвержденным планам она будет благоустраиваться. В управе предложили передать армейские ретро-машины в экспозицию автомобильного музея на Рогожском Валу, однако энтузиасты от этого отказались.

В итоге 23 марта этого года некая бригада рабочих распилила гаражи и вытащила все, что было внутри. Бородину пришлось караулить экспонаты ночью и перевезти наиболее ценные раритетные машины к себе во двор. В управе заявили, что решение по «тентам» принято правительством Москвы, а хозяина якобы уведомили о демонтаже за три месяца. Директор музея предлагает разместить музей в трехэтажном здании в Нескучном саду, где ранее находился клуб военно-морской подготовки «Алые паруса», однако администрация парка намерена отдать здание для проживания иногородних уборщиков ЦПКиО.

Судьба уникального музея должна решиться 9 апреля на совещании с участием администрации школы и представителей округа.