На Большой Якиманке, 15 за высоченной рекламной стеной тихо и незаметно умирает давно выселенный ветхий 3-х этажный особняк позапрошлого века. Его уже начали постепенно разбирать с крыши. Эффектной архитектурой дом не отличается, не в каких реестрах памятников зодчества и истории не числится. Но это отнюдь не значит, что для Москвы он ненужный хлам, от которого надо поскорее избавиться.

В биографии каждого якиманского дома есть исторические имена и события, просто, в данном случае их еще не выявили, не успели. Есть лишь отрывочные сведения, согласно которым особняк в 1817 году принадлежал секунд-майору Ф.В. Мальцеву, затем перешел в купеческое владение, не раз перестраивался. Невзрачное с виду здание - часть рядовой исторической застройки Замоскворечья, служившей фоном замечательным памятникам, таким, например, как стоявшая некогда совсем рядом церковь свв. Иоакина и Анны, по которой названы наш район и его основная магистраль. (По другую сторону дома на месте нынешней поликлиники № 68 располагалась родовая усадьба широко известных в те времена купеческих фамилий Алексеевых и Вишняковых). Вероятный снос старинного особняка ускорил бы разрушение традиционного градостроительного контекста Якиманки и стал бы опасным прецедентом на будущее.

На месте исторического здания запланирована очередная коммерческая новостройка. Она, несомненно, воплотит стиль и дух нашего времени, но потом будет также стерта с лица города потомками, которых мы, увы, не научили понимать и ценить прошлое.

Строительные ограждения охватывают и соседнее строение № 1 по тому же адресу (Б. Якиманка, 15), это 4-х этажный доходный дом рубежа XIX-XX веков (в основе своей, быть может, более ранний) с чертами модерна на фасаде. Неужели оба этих островка исчезающей старой Якиманки безвозвратно канут в лето?!

Борис Арсеньев

От редакции:
Старая Москва шаг за шагом стирается с лица города и из его памяти. Об одном из аспектов этого процесса пишет газета "Новые Известия" в одном из июльских номеров прошлого года.

Последние годы операторам все труднее найти фактуру для съемок старой Москвы говорится в материале под названием "Я шагал по Москве". В итоге снимают угол одного дома, фасад другого, балкончик третьего. Но и там приходится завешивать бесконечные рекламные щиты, кондиционеры, "тарелки" и вывески магазинов. Единственным спасением в таких ситуациях для кинематографистов становится "Мосфильм". Начиная с 2003 года, в павильоне "Старая Москва XIX века" была снята уже сотня фильмов. В кадре - одни и те же картонные и фанерные домики с вывесками "Трактиръ", "Скорнякъ, Тулупникъ и Швецъ", искусственные цветы возле особняка. Брусчатка в этом павильоне прозвана "смерть каблука", а разбросанное сено вдоль дорожки дополняет общий исторический антураж.

Режиссер Сергей Урсуляк говорит, что старую Москву гораздо проще найти в Ярославле. Именно там он снимал "столицу 1920-х годов" для сериала "Исаев". Старые московские особняки теперь, в большинстве своем, частные владения, куда не пускают вовсе или требуют за это баснословные суммы. "В Англии мы арендовали у лорда для киносъемок огромную усадьбу с прудами, газонами, парком за тысячу фунтов стерлингов в день. Все было в нашем распоряжении. В Москве за эти деньги тебе позволят снять разве что ларек", - рассказал режиссер газете "Известия. Неделя".

За рубежом на экскурсиях по местам съемок легендарных фильмов зарабатывают большие деньги. В Москве таких маршрутов практически не осталось. Всего за пару десятилетий облик столицы изменился настолько, что даже охраняемый от застройки современный центр кардинально отличается от запечатленного на кинопленке.