Московский театр музыки и драмы под руководством Стаса Намина в этот сезоне отмечает 10-летие. О своем детище в интервью Радио России рассказывает музыкант и композитор, художник и фотограф, режиссер и продюсер театра и кино, антрепренер, промоутер и бизнесмен Стас Намин.

Стас Намин - создатель многих социальных новаторских проектов, культовая фигура в российской культуре 1970—2000 годов, один из основателей отечественной рок-музыки, лидер группы «Цветы», организатор первого независимого продюсерского центра SNC, откуда вышли многие отечественные звезды...

А поводом для встречи со Стасом Наминым стал не только он сам, но и десятилетие его театра: москвичи и гости столицы, посещающие Парк Горького со стороны Нескучного сада, знают это раньше скромное, а сейчас достаточно солидное здание, откуда всегда слышна музыка... Как был создан этот театр?

НАМИН: Театр действительно появился десять лет назад, хотя раньше мне не приходило в голову заниматься театром, несмотря на то, что в юношестве я был театралом и в 70-е ходил по Таганкам, "Современникам" и так далее, вплоть до БДТ, когда привозили "Холстомера", - я был и на этой премьере... Но потом мне стало скучно, и театр, казалось, перестал меня интересовать. Я стал ловить себя на том, что засыпаю в театре, поэтому после 70-х театр меня никогда всерьез не интересовал. Поэтому, зная мою слабость, моя жена, когда друзья приглашают в театр, вынуждена толкать меня в бок: не спи! (Точно так же, правда, я часто засыпаю на первых титрах фильмов). Поэтому тот факт, что я решился создать театр, в какой-то мере оказался неожиданным для меня самого...

На создание театра меня подвигло то, что мой друг, американский продюсер Майкл Батлер, сорок лет назад сделавший мюзикл "Волосы". На постановку мюзикла в Голливуде он пригласил меня. Я был уверен, что засну в первые же пять минут, но получилось так, что полтора часа я просидел буквально с открытым ртом, следя за бегавшими по сцене актерами. Я увидел, что может быть совершенно иной театр, хотя, конечно, музыкальный театр и просто театр пусть и имеют много общего, но и различаются принципиально. И я вдруг подумал, что такой театр было бы интересно сделать, потому что подобного в России никогда не было...

Еще в Лос-Анджелесе я договорился с Майклом Батлером, что мы поставим в России версию этого культового, известного во всем мире спектакля. У нас в России он был тогда вовсе не так известен, хотя все-таки рок-опера "Jesus Christ Superstar" просочилась через пластинку. А здесь даже фильма не видели - было запрещено... Но решили - значит, решили. Я вернулся в Москву и начал собирать труппу - знакомых, друзей, - тех, кто умеет петь, танцевать, имеет какие-то актерские способности. Не более того: профессионалов тогда (с образованием) у нас не было.

Мы сделали первую труппу, очень симпатичную; в помощь нашим артистам - с нуля начинать очень трудно - я пригласил восемь американских актеров, тех, что выступали в этом мюзикле...

- Как вы с ними расплачивались?! Это же какие деньги!

НАМИН: Не хлебом единым жив человек... Расплачивался бартером... Вообще театр - это для фанатиков, там не могут работать люди, которые пришли зарабатывать деньги. Денег там заработать невозможно, и это не только в России: нигде в мире театр денег не приносит... 

За эти десять лет нам удалось, мне кажется, сделать уникальный театр. У нас сорок человек, - двадцать девочек, двадцать мальчиков, которые великолепно поют: каждый из них легко мог бы стать звездой. Почему я говорю "мог бы" - потому что звезды у нас делаются только через телевидение: вот покажут человека на ТВ несколько раз - и он уже звезда, даже если он и "не очень". А уровень нашего театра - действительно ярко выраженные звезды. Мало того: они еще и красивые, изящные, молодые, великолепно танцуют, да еще и актеры.

Я веду курс в Театральной академии (ГИТИСе), поэтому больше связан с профессиональными актерами, и лучших студентов приглашаю к себе в театр: у нас уже много актеров, имеющих настоящее профессиональное образование... Репетиции проводятся у нас по восемь часов в день (если не больше); начинаем с танцевального класса. После - вокальный класс с хоровым и сольным пением, тоже три - четыре часа. После этого - драматические репетиции...

- Это ежедневно? Галеры какие-то... И вы стоите там с плеткой?!

НАМИН: А вот это не обязательно! Я же говорю: театр устроен так, что там работают только фанатики. А, думаете, рок-н-ролл, которым я занимался в детстве, требовал плетки? Или мы работали меньше восьми часов? Да мы работали нескончаемое количество времени! И по сей день тех, кто вправду любит музыку, заставлять не надо: они сумасшедшие...

Источник: radiorus.ru