Метро, безусловно, вызывает эмоции самые различные. Быть может, когда-нибудь, в страшный для москвича двадцатиградусный мороз, вам удавалось, уже не чувствуя ног, добежать до спасительного перехода метро, а может, заплутав под вечер в незнакомом районе, вы увидели путеводную звезду в виде красной буквы "М", дающую надежду добраться домой, а может, симпатичный(ая) юноша (девушка) в вагоне улыбался(ась) вам, указывая взглядом на освободившееся рядом место. Тогда вы меня поймете. Поймете вы меня и в том случае, если когда-либо вы сталкивались с ТОЛПОЙ в час пик (подробностей приводить не буду), если только что подаренный вам плюшевый мишка падал на пути и приходилось с замиранием сердца ждать целых 10 минут (а это 5 поездов, проезжающих над ним!), пока не придет одетая в форму дама со специальными щипцами и не достанет его – чумазого, слегка порванного (благо на рельсы не попал), но столь желанного, или если бесчеловечная дежурная по станции первого числа N-ного месяца заставляла вас, опаздывающего в школу / институт / на работу, выстаивать гигантских размеров очередь за проездным билетом.

Итак, все это вызывает эмоции разнополярные: от благоговения до отвращения.

Мои друзья называют метро московской Морией. Читавшие профессора Толкина узнают название гномьего царства. Но идея не в том, что мы, ездящие на метро, - гномы, а в том, что метро – царство. Иногда полезно сравнивать действительность со сказкой. Получается, конечно, фантастика. Зато не так давит реализм повседневности.

Вспомните детские годы, «лесеку-чудесенку» вместо «эскалатора». А теперь станцию «Площадь революции» на синей ветке. Терли ли вы когда-нибудь лапу или нос собаке на удачу? Нет? Очень советую. Среди многочисленных скульптур на платформе есть фигура собаки. Так вот, тереть надо нос или лапу. (Говорят, фигура петуха на той же платформе обладает аналогичными свойствами) Если вы скептик и в удачу не верите, постойте пару минут и понаблюдайте за спешащими на поезд людьми с серьезным видом, которые вдруг на миг меняются, протягивая руку, чтобы погладить литую собаку. Только на миг случается это превращение, но не улыбнуться (пусть мысленно) вам, скептику-наблюдателю, будет просто невозможно. Как и не присоединиться к этому ритуалу – вам, не скептику и уже не наблюдателю. Чудеса.

Еще в царстве Метро встречаются не менестрели, конечно, но порой очень талантливые музыканты. Чаще всего они стоят в переходах. И играют: на флейте, гитаре, скрипке, саксофоне, аккордеоне, тамтаме, даже на синтезаторе. Большинство исполняет произведения с душой, не в погоне за звенящими кругляшками, которые прохожие кидают им в шляпу или чехол от музыкального инструмента. От этого лишь сильнее хочется поддержать их.

А теперь о совсем грустном. Ведь и в сказочных царствах случаются беды. Недавно я была свидетелем такой картины: на лестнице, ведущей в метро, стояла старая женщина, она просила милостыню. Ее окутывало облако из мыльных пузырей – рядом торговец продавал водяные пистолетики, стреляющие мыльными пузырями, и демонстрировал товар. Целился он не в женщину, тут ветер сыграл свою роль. Но, знаете, как-то грустно. И необычно. Необычно грустно. Во-первых, потому что эта бедная старая женщина не единственная просит милостыню, а во-вторых, потому что мыльные пузыри в данном случае – это злая ирония.

Есть в Метро место не только для грусти, но и для страха. Обитает там чудовище, зовут его Давка. Давка опасна в вышеупомянутый час пик, когда в ожидании поезда вы оказываетесь на краю платформы, а сзади вас «подпирает» стена людей, или когда, стоя в вагоне, вы не чувствуете ни ног, ни рук, но сливаетесь с агрессивной рекой людей...

Вот такие метаморфозы случаются с людьми в метро: то они стена, то река...

Кстати, о людях и толпе: пожалуй, есть то, чем сказочное царство Метро от реальности совершенно не отличается. Это закон, по которому необязательно сливаться с толпой, будучи окруженным ей.

Елена ВЛАСЕНКО, газета "Якиманка. Молодежный проект"