В понедельник 25 апреля в московском «Сити» состоялись трехсторонние переговоры («Капитал Груп», Москомнаследие, «Архнадзор») по поводу сноса дома 15/20, стр. 1 по Большой Якиманке. Москомнаследие (в лице Романа Рыбало) и «Капитал Груп» (в лице Павла Тё) констатировали, что проект предусматривает разборку заднего фасада и внутренних конструкций дома Кольбе, но предписывает сохранить парадный фасад здания по Малой Якиманке. В тот же день «Капитал Груп» распространила заявление о том, что фасад по улице будет сохранен.

26 апреля снос задней части дома продолжался. Никаких мер по укреплению главного фасада не было предпринято, что никак не свидетельствовало о намерении его сохранить. Поэтому «Архнадзор» продолжал наблюдение за домом.


С утра 27 апреля стало ясно, что строительная техника подбирается все ближе в главному фасаду дома Кольбе. Вероятно, экскаваторщик не знал про обещания «Капитал Груп».

Около 15.30 к воротам стройплощадки подъехал депутат Московской городской думы Андрей Клычков. Он хотел осмотреть стройку, увидеть разрешительную документацию на строительные работы и проектную документацию по разборке дома.По закону депутат МГД имеет право беспрепятственно посещать на территории Москвы любые организации, в том числе военизированные. Депутата Клычкова, лидера одной из фракций Мосгордумы, НЕ ВПУСТИЛИ НА СТРОЙКУ. Ему НЕ ПОКАЗАЛИ оригиналов тех документов, которые, согласно нормативным актам, должны быть на любой стройплощадке – ордера ОАТИ и проекта организации работ. Андрей Клычков – представитель законодательной ветви власти города Москвы.

Это был первый вызов инвестора с Большой Якиманке, брошенный столичным властям.

Через некоторое время у ворот стройплощадки появились представители городской исполнительной власти – Департамента по культурному наследию Москвы. На их удостоверениях красуются слова «Правительство Москвы». Сначала сотрудников Департамента также не впустили на стройку. Затем начальнику Инспекции Департамента Николаю Никифорову все же удалось туда войти. Он вручил представителям инвестора письмо Департамента от 27 апреля 2011 года, в котором сообщалось, что Департамент отзывает согласование Москомнаследия на проект организации работ по разборке здания и письмо Москомнаследия о возможности разборки стены главного фасада, не предусмотренной проектом. (Документы соответственно от 5 мая и 11 октября 2010 года, т.е. выданы при прежнем руководстве Москомнаследия.) Аналогичные письма, с просьбой остановить работы по сносу и отозвать ведомственные разрешения, были в тот же день направлены Департаментом культурного наследия в ОАТИ и Мосгостройнадзор. После вручения писем РАБОТЫ ПО СНОСУ ДОМА КОЛЬБЕ ЭКСКАВАТОРОМ ПРОДОЛЖИЛИСЬ.

Это был второй за день вызов инвестора столичным властям.

Dom_Kolbe_snosУже близился конец рабочего дня, когда случилось то, к чему все неуклонно шло с утра. Строительный манипулятор добрался до уличного фасада, и часть его рухнула, пробив козырек временного коридора-галереи для пешеходов и засыпав всю проезжую часть Малой Якиманки обломками кирпича. Облако кирпичной пыли заволокло всю округу. Улица не была в тот момент огорожена, и пешеходы беспрепятственно по ней перемещались. Счастье, что никто не пострадал.

Таким образом, фрагмент фасада рухнул не сам по себе, а в результате манипуляций строительной техники. Это заснято на видео. Следовательно, началось разрушение фасада, который инвестор публично обещал сохранить, был обязан сохранить, согласно проекту, утвержденному городскимим властями.

Это был третий за день вызов столичной власти.

После этого на место явились представители управы района Якиманка, которые остановили работы по сносу здания до утра 28 апреля, до особого разбирательства. Нам не известно, чем оно закончится и какова будет окончательная судьба дома Кольбе. Но очевидно, что власть либо отвечает на вызовы, которые ей бросают, либо перестает восприниматься как власть. В городе царствуют либо власть и закон, либо произвол. Иного не дано.

Общественное движение «Архнадзор» предлагает:

1. Немедленно прекратить работы по сносу (разборке, демонтажу и т.п.) дома Кольбе (Б. Якиманка, 15/20, стр. 1) – вследствие отзыва согласования Москомнаследия от 05.05.2010 г. на проект организации работ по механизированной разборке здания.
2. Принять незамедлительные меры по инженерному укреплению главного фасада и прочих сохранившихся частей дома Кольбе, в соответствии с утвержденной городскими властями проектной документацией, во избежание дальнейших обрушений здания.
3. Рассмотреть вопрос об ответственности, вплоть до отзыва лицензии, строительной фирмы, производившей работы по сносу дома, в связи с действиями ее работников 27 апреля, повлекшими за собой обрушение части главного фасада дома, создавшее угрозу безопасности и здоровью жителей Москвы.

P.S. Поздно вечером «Капитал Груп» решила к трем строительным подвигам 27 апреля добавить четвертый – информационный. Некая сотрудница пресс-службы компании, как сообщило РИА «Новости», заявила, что часть фасадной стены рухнула из-за «ветхости» здания. Помилуйте, господа из пресс-службы, думайте хотя бы над тем, что говорите. По дому четыре дня долбили экскаваторами, и к концу четвертого дня от фасада отвалился небольшой фрагмент. Это – свидетельство ветхости?! Это свидетельство устойчивости и крепости здания, до последнего сопротивляющегося вашим инвестиционным поползновениям.

P.P.S.: “В ответ на обеспокоенность градозащитников 8 марта Департамент культурного наследия опубликовал заявление, в котором говорится об отсутствии угрозы сноса дому на Якиманке 15/20: здание “представляет из себя своеобразный и редкий образец средовой застройки Москвы, которая и является градостроительной тканью исторического города”, “о демонтаже здания не может быть речи”…”

 Источник: «Архнадзор», Константин Михайлов, фото  Дмитрия Лазарева.

От редакции: 28 апреля, днем (15.11),координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин в интервью «Радио России. Культура» сообщил следующее:

«С утра на площадке никаких происшествий, есть ощущение, что конфликт наконец перешел в кабинеты, и мы надеемся, что это высокие кабинеты. С места только вывозят то, что осталось от разрушенных частей дома, никакой другой активности не замечено. Сейчас рабочие разбирают покореженные покрытия пешеходной галереи, разрушенные падением карниза вчера вечером. Фасад дома, безусловно, сохранился, произошло обрушение венчающего карниза длиной в несколько метром. На этом удалось остановить застройщика, поскольку волонтеры «Архнадзора», которые находились рядом в это время, почувствовали неладное, и встали под стеной. Охрана стройки не смогла их оттеснить, городская полиция поддержала нас, и таким образом удалось остановить работы».

 По мнению Рустама Рахматуллина, здание ещё можно восстановить: «От здания остался передний фасад, боковой фасад, обращенный к соседней поликлинике и часть стены противоположного бокового фасада. Проектом предполагалось сохранение только передней стены и строительство нового здания в габаритах, близких к прежним. Безусловно, восстановить здание в прежних габаритах возможно. И на наш взгляд, с этого надо было начинать, проект вполне подлежал пересмотру...».