Армии российских чиновников, состоящие, как правило, в командах или кланах высоких должностных лиц, периодически тасуются между собой в различных должностях, мигрируя из одного ведомства в другое, из одного региона в другой. Они подбирают под себя все новые должности и все больше возможностей распределения госконтрактов, не забывая при этом поддерживать своих земляков и бывших коллег.
"Новая газета", исследовав истории карьерных взлетов и падений около 59 тысяч чиновников РФ по базе данных "Декларатор", отследила зависимость миграции чиновников и миллиардов по госконтрактам. Выявлением чиновничьих команд издание занималась совместно с центром "Трансперенси Интернешнл - Р".
Как отмечает газета, долгое время занимая государственный пост, чиновники формируются в команду вокруг начальника. И эта команда не рассыпается, даже когда руководитель меняет работу: его коллеги и подчиненные тянутся вслед за ним. Эти ВИП-кочевники, переходя вслед за своим кланом на новую работу, не проходят никакого конкурсного отбора, хотя этот механизм должен способствовать тому, чтобы должность получал самый достойный, а не самый лояльный и дружественный сотрудник. Ведь когда личные отношения становятся важнее уровня профессионализма, то это уже конфликт интересов - такая ситуация порождает круговую поруку, покрывательство и коррупцию
В качестве примера кочевого чиновничества издание приводит команду вице-мэра и главы московского строительного комплекса Марата Хуснуллина, который до назначения в Москве работал министром строительства Республики Татарстан. За восемь лет вслед за Хуснуллиным в Москву "перетянулись" многие его бывшие коллеги, а также представители бизнеса республики.
По странному совпадению 46 земляков Хуснуллина получили руководящие посты в 45 госучреждениях московского Стройкомплекса. Еще шесть земляков Хуснуллина трудоустроились в департаменты финансов и городского имущества. Как минимум 28 человек вполне можно назвать "командой Хуснуллина", так как с ними он непосредственно взаимодействовал, будучи на посту министра в Татарстане.
За восемь лет работы Хуснуллина в должности главы московского строительного комплекса основную долю госконтрактов получили фирмы, директорами которых являются его знакомые, либо фирмы из Татарстана. По количеству госконтрактов подрядчики из Татарстана опережают даже питерцев.
Газета приводит и имена конкретных чиновников, которые вслед за Хуснуллиным стали перебираться в Москву, а также фирм-подрядчиков, получивших крупные госконтракты по "географическому происхождению":
- Фарит Фазылзянов - экс-министр информатизации и связи Татарстана с 2015 ныне возглавляет государственное бюджетное учреждение "Мосстройинформ", которое отвечает за информационное обеспечение городского строительства;
- Евгения Левкина - дочь руководителя Департамента градостроительной политики Москвы Сергея Левкина, возглавляет один из отделов "Мосстройинформа", которое подчиняется папиному департаменту. И самого Левкина Хуснуллин пригласил в свою команду, руководствуясь совместным опытом строительства особой экономической зоны "Алабуга";
- Ильмира Галиаскар и Асель Сарсенбаева - бывшие коллеги Хуснуллина по министерству образования и науки Татарстана также заняли руководящие должности "Мосстройинформа";
- Константин Тимофеев - бывший директор московского филиала банка "Ак Барс" из Татарстана, в одной из структур которого в прошлом работал Хуснуллин, в 2011 году стал председателем "Москомстройинвеста" в московском Стройкомплексе;
- Екатерина Храмова - экс-начальник юридического отдела филиала "Ак Барса" затем стала заместителем Тимофеева в "Москомстройинвесте"; - Павел Дудулин - бывший начальник отдела министерства финансов Татарстана, ранее также работавший в "Ак Барсе", теперь является исполнительным директором "Мосинжпроекта";
- Евгений Шмагин - бывший гендиректор АО "Таткоммунпромкомплект", тоже бывший сотрудник "Ак Барса", теперь возглавляет госучреждение "Научно-исследовательский аналитический центр", который занимается ценообразованием в проектировании и строительстве.
Всего в Департаменте градостроительной политики и подведомственных ему организациях четыре человека - из первоначальной команды Хуснуллина и еще пять человек - "мигранты" следующих волн.
Еще примером чиновничей "клановой миграции" стала команды губернатора Кировской области, бывшего руководителя Росреестра, Игоря Васильева, который привел с собой на новое место работы девять коллег.
Префект Центрального административного округа Москвы Владимир Говердовский, работавший в разных префектурах, привел за собой команду из примерно 13 человек. Эти люди всегда шли вслед за ним. А бывшие коллеги, подавшиеся в бизнес, всегда могли рассчитывать на крупные госконтракты.
Руководитель проекта "Декларатор" "Трансперенси Интернешнл - Р" Андрей Жвирблис в интервью газете заявил, что командные миграции чиновников на публике объясняются благовидными аргументами типа "взял команду проверенных людей", однако по факту это является нарушением конкурсных процедур и правом граждан на равный доступ к госслужбе.
Как распределялись "между своими" миллиарды при строительстве спортивной арены "Лужники"
Особое место "Новая газета" отвела связи Хуснуллина с фирмами-подрядчиками при строительстве спортивной арены "Лужники". Возведением ее руководил Марат Хафизов из Татарстана, а помогали ему осваивать миллиарды близкие знакомые.
Больше шести миллиардов рублей госконтрактов достались компании "СтройЭкоРесурс", которая принадлежит давнему другу Хафизова со времен жизни в Набережных Челнах - Ренату Хабибуллину.
У компании "ПИ-Центр" (другого подрядчика "Лужников") - 364 млн рублей госконтрактов на спортивную арену, плюс миллиард из других контрактов от Стройкомплекса. До 2017 года "ПИ-Центром" владела Полина Заверюхина из Татарстана. А когда Заверюхина работала директором "Гаскар Интеграции", она имела еще два небольших контракта от "Лужников". Фирмой в то время владел Равиль Валеев, который вместе с Хафизовым создал благотворительный фонд "Лидер".
Еще 1 млрд рублей от "Лужников" получила компания "ВекторТрейд", которая "конкурировала" со "СтройЭкоРесурсом" Хабибуллина. При этом семьи владельца "ВекторТрейда" Нияза Мингалимова, а также Хабибуллина и Хафизова дружат между собой, отмечает газета.
В 2017 году Хафизов возглавил "Москапстрой" - крупнейшего техзаказчика строительства. В 2018 году Москва выкупила эту компанию. А директором "Лужников" стал Ильгиз Хайрутдинов, бывший замначальника отдела "Главного инвестиционно-строительного управления" Татарстана. Этим управлением руководил Рашид Нуруллин, знакомый Хуснуллина по совместной работе в торгово-промышленной фирме "Ак Барс" в 1990-х.
Как "между своими" раздали госконтракты на миллиарды при реновации
Кстати, аналогичное расследование было проведено и в связи с распределением среди знакомых Марата Хуснуллина миллиардных госконтрактов по реновации в 2017 году.
Правительство Москвы с октября 2016 года по февраль 2017-го провело 51 конкурс и выбрало подрядчиков для строительства жилых домов, которые позже оказались включены в программу реновации. Как показало расследование, победителями тендеров зачастую становились компании, владельцами которых являются земляки или давние знакомые заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, ранее возглавлявшего министерство строительства Татарстана.
Все конкурсы проводило принадлежащее городу Управление гражданского строительства (УГС), созданное в 2011 году по инициативе Хуснуллина. Эта организация отвечает за социальные объекты и жилье, которое возводится за счет государства. К настоящему моменту крупнейшим проектом УГС является район Некрасовка, который находится неподалеку от мусоросжигательного завода и очистных сооружений, а в народе именуется "социальным муравейником" из-за понастроенных там многоэтажек.
Сейчас УГС возглавляет заслуженный строитель Татарстана Дамир Газизов, который работал начальником управления капитального строительства и реконструкции Казани в годы, когда Хуснуллин возглавлял Минстрой Татарстана. Газизов покинул госслужбу в 2006 году, когда против него было возбуждено уголовное дело. Он подозревался в оказании давления на членов конкурсной комиссии, в результате чего тендер на реконструкцию центрального стадиона Казани выиграл его приятель. Впрочем, через несколько лет дело было закрыто.
Но Газизов - лишь один из многочисленных земляков Хуснуллина, задействованных в программе реновации.
На юго-западе Москвы два дома для переселенцев отдали строить компании "Ай Пи Групп", которая в последние годы проектировала жилые дома по заказу УГС. Совет директоров этой фирмы возглавлял Рашид Нуруллин, выросший с вице-мэром Хуснуллиным в татарском райцентре Чистополь. В 90-х они оба были заместителями гендиректора в госкомпании "Татэнерго", а в 2000-х Нуруллин работал в местном главном инвестиционно-строительном управлении - фактически аналоге московского УГС. "Ай Пи Групп" также спроектировала четыре жилых дома на улице Судостроительной в Нагатино, куда переселяют участников реновации первой волны.
Еще одна татарская компания - "Алев групп" - проектирует новые жилые дома для района Кузьминки. Основали ее бывшие сотрудники "МД-Арх", который в 2000-х был одним из самых успешных строительных холдингов Татарстана. Там же в Кузьминках строит дома для переселенцев малоизвестная "Строительно-монтажная компания", которая получила на эти цели 5,56 миллиарда рублей. Ее руководство часто менялось, но большинство из предпринимателей так или иначе связаны со строительством в Татарстане.
В контракте с УГС у "Строительно-монтажной компании" указан номер телефона, по которому сообщают, что это фирма "Выбор строй монтаж". Компания со схожим названием - "Выбор строй проект" (ВСП) является чемпионом по контрактам на строительство стартовых домов в районах реновации: она получает от государства почти 10 миллиардов рублей на возведение жилья в Останкино, Очаково, Измайлово и Богородском.
Несколько контрактов на строительство стартовых домов для реновации досталось бывшим военным управленцам. Более 10 лет назад Хуснуллин будучи министром строительства Татарстана познакомился с Сергеем Левкиным, нынешним главой департамента градостроительной политики Москвы, в котором и разрабатывалась программа реновации. Левкин до середины 2000-х возглавлял Военно-строительное управление города Москвы, подчиненное Министерству обороны РФ, а затем госкомпанию "Особые экономические зоны", потратившую почти 100 миллионов рублей на создание туристической зоны на непригодном участке, представлявшем собой болото.
https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/09/17/77842-svoih-ne-brosaem