В одном из эпизодов культового сериала «Спецназ» бравый воин, совмещающий службу в спецназе с коллекционированием холодного оружия, рассматривает клинок девятнадцатого века и говорит продавцу: «Это клеймо не отца, а сына». Речь шла о клеймах, которыми кузнецы помечали свою работу, и из-за того, что оно принадлежало не отцу, а сыну, клинок терял в цене почти половину. Таким образом клеймо влияло на цену.

А что представляет собой клеймо? Это не что иное, как товарный знак, как сказали бы мы сегодня. Особое изображение, придуманное производителем и нанесенное на изделие в подтверждение факта его изготовления именно этим мастером.  Присутствие или отсутствие товарного знака может повлиять не только на цену изделия, но и на спрос. Товарный знак прибавляет весомости продукции компании на рынке, делает ее более узнаваемой. Причем репутационная составляющая особенно важна, если компания производит широкий ассортимент изделий, существенно отличающихся по внешним данным. Поэтому современные производители всегда регистрируют свои товарные знаки.  На Западе, где существует культ права на собственность, товарный знак охраняется от любых посягательств всей мощью государственной машины.

В нашей стране, в которой права собственности декларируются повсеместно, также существуют нормы законодательства, защищающие владельцов торгового знака. Средства массовой информации время от времени сообщают о судебных процессах, в которых оспаривается право компаний использовать то или иное "клеймо". Споры возникают, как правило, из-за сходности зарегистрированных товарных знаков с обозначениями, нанесенными на какой-либо товар. Проведенная в соответствии с законодательством регистрация товарного знака позволяет предпринимателю защитить свой бизнес от претензий со стороны лиц, использующих схожие обозначения, но незарегистрированные установленным порядком.

Зарегистрированное изображение товарного знака становится безраздельной собственностью предпринимателя и защищается так же, как и любая другая. Если кто-либо использует эту собственность без разрешения владельца, то последний может отстаивать свои права в суде любой инстанции.

В сериале «Спецназ» неграмотный продавец кинжалов был наказан. Правда, незнание им различий в торговых знаках здесь не причем. Он поплатился за алчность, хотя все начинается с малого. В том числе и с серьезного отношения к торговым знакам.

Материал подготовлен специалистами консалтингового центра "ПЕРСПЕКТИВА"