Валерий Филиппов – житель нашего района, знакомый многим якиманцам муниципальный депутат, человек принципиальный и деятельный – намерен участвовать в выборах в Мосгордуму. Предлагаем вашему вниманию интервью с В.В. Филипповым 

Валерий Васильевич, что побудило Вас принять решение баллотироваться в Московскую городскую думу?

– Нынешний состав Мосгордумы законодательно(!) лишил местное самоуправление всех прав, а муниципальных депутатов – возможности влиять по существу, а не по форме, на положение дел в районе. Не забудем: сегодня в Мосгодуме из 35 депутатов – 32 единоросса. И почти все они собрались в новую Мосгордуму. Я не мог не отреагировать на это, хотя до последнего момента баллотироваться не собирался.

И еще: за два с половиной года моей работы в Муниципальном собрании (Совете депутатов Якиманки) накопилось множество примеров бесправия районного депутата, когда в ответ на просьбы и требования решить тот или иной важный для жителей вопрос, получал горы отписок-ответов.

– Приведите, пожалуйста, парочку примеров

– Например, история с тайным списком «самых достойных» якиманцев, которых наша управа на деньги города, отправила на Паралимпиаду. Жители нашего района ее в основном знают. Не знают они только, кто действительно поехал в Сочи, хотя вправе знать, кого из якиманцев наша управа сочла наиболее достойными. Более того – общественные организации Якиманки, представляющие наших жителей, должны были участвовать в формировании такой делегации. Но два зама главы управы О.А. Алемасова и Ф.С. Алявдинова посчитали, что жителям знать этого не нужно. Еще бы, вряд ли якиманцы одобрили тот факт, что среди отправившихся в Сочи были некие сомнительные личности не из нашего района, из-за них-то список членов делегации и был засекречен.

Не получив список ни в управе, ни в префектуре ЦАО, ни в мэрии, я обратился с письмом в прокуратуру, а она направила мое обращение в аппарат мэра и правительства Москвы, куда я уже обращался. Круг замкнулся…

Еще один пример – «от земли». В прошлом году в доме 6 по Донской улице в ходе ремонта подъездов заменили старые деревянные входные двери на металлические. А в подъезде № 3 то ли забыли, то ли денег не хватило, то ли по какой-то другой причине оставили старую дверь. Раз пять напоминал я об этом бывшему главе управы Э.Д. Джиоеву и даже ставил этот вопрос на заседании Совета депутатов. Результат – ноль. Мне было стыдно смотреть в глаза жителям подъезда. И только при новом главе управы Р.Н. Алексахине дверь, наконец, заменили.

Получается, что вся наша жизнь в районе зависит от того, какого главу городская власть соизволит назначить на район? Да и сам глава, какими бы добрыми намерениями он ни руководствовался, связан по рукам и ногам волей вышестоящего начальства. Под «волей» в данном случае я понимаю и финансирование.

– Чем Вы намерены заниматься, если станете депутатом Мосгордумы?

– Это будет зависеть от состава городского парламента. Если он будет похож на сегодняшний, то реально сделать ничего не смогу. Можно высказывать многие разумные предложения, но голосовать и принимать решения Дума будет, как и раньше, большинством по указке сверху.

Впрочем, москвичи, участвуя в выборах, вполне могут переломить эту ситуацию, и если в Думе «нормальных» депутатов, к которым нескромно отношу и себя, будет хотя бы около половины, то многое может измениться.

Например, я сосредоточу работу на двух важнейших и взаимосвязанных проблемах. Первая – это решительная реформа всей структуры столичной власти, и вторая – тотальный контроль за деньгами, т.е. за формированием и исполнением городского бюджета. Отсюда проистекают все наши текущие бытовые проблемы – дороги-парковки, ремонты-благоустройства и, конечно же, ЖКХ. Без решения этих главных проблем никаких других мы не решим, даже если будем каждый день, а не раз-два в месяц встречаться с главой управы.

Уверен, при нормальной системе организации общества, жителям вообще не обязательно общаться с руководством исполнительной власти района для решения своих проблем. Глава управы должен встречаться с жителями, чтобы рассказать о планах работы и посоветоваться с ними.

– С этим трудно не согласиться, но причем здесь Городская дума?

– Попробую пояснить. Малочисленная и послушная Мосгордума, представленная почти целиком «Единой Россией», (кто поверит, что москвичи так единодушно проголосовали на предыдущих выборах за эту партию?!) формально имеет достаточно полномочий для контроля исполнительной власти, формирования и исполнения городского бюджета, но она сама, добровольно(!) от них отказывается. А полномочиями этими надо полноценно пользоваться! Например, при назначении правительства, при утверждении городского бюджета и т.д.

– А вот тут, как говорится, поподробнее, пожалуйста…

– Хорошо, остановимся на бюджете. В первые рабочие дни в Мосгордуме я бы выступил с инициативой проведения комплексной документальной проверки Контрольно-счетной палатой Москвы исполнения городского бюджета за последние 2-3 года.

Знаю, о чем говорю. Без малого 15 лет проработал главным инспектором в Счетной палате Российской Федерации. Профессиональный анализ результатов такой проверки выявит все «серые» и темные места в финансовых потоках, те направления, по которым ревизорам следует идти дальше, вслед за деньгами, вплоть до конечных бюджетополучателей.

Полагаю, на этом пути будет немало неприятных сюрпризов. Сегодняшние многочисленные коррупционные дела крупных и мелких городских чиновников – легкий намек на истинные масштабы злоупотреблений служебным положением и полномочиями. Москва – «образец коррупции и безалаберности», – сказавший это Собянин тоже знает, о чем говорит.

Одновременно мы выявим колоссальные финансовые ресурсы, присваиваемые сегодня чиновничеством. Они должны быть перенаправлены на решение социальных проблем, в первую очередь на здравоохранение и образование, а также на помощь людям, реально нуждающимся в ней. Вместе с «бюджетным маневром», то есть корректировкой пропорций использования городского бюджета в пользу социальной сферы, мы довольно быстро сможем ее подтянуть к уровню европейских столиц. Подчеркну, вышесказанное вполне реально.

– Давайте вернемся к теме власти…

– В этой сфере необходима кардинальная реформа, и я намерен предложить ее. Изложу все по порядку. В Мосгордуме все зависит от состава, который, в свою очередь, зависит от самих москвичей. Как я уже говорил, полномочий у нее достаточно. Надо только пользоваться ими с умом.

А вот от чего надо решительно отказаться, так это от префектур городских округов. Это обычные посредники-паразиты, звенья в пресловутой вертикали власти, к тому же оказавшиеся вне зоны общественного контроля.

Что касается муниципальных округов, то там есть какие-никакие советы депутатов. И эти советы надо сделать полноценными органами власти в районах. Они избираются непосредственно жителями, и должны полноценно их представлять. Лично я предпочел бы схему, в соответствии с которой совет депутатов заключает срочный контракт с главой исполнительной власти – профессионалом-управленцем, отобранным по конкурсу. Это вовсе не исключает того, что конкурс может выиграть и сегодняшний глава управы, хорошо зарекомендовавший себя, проявивший должные профессиональные и человеческие качества.

Но это уже будет принципиально другой глава исполнительной власти, он будет отвечать за свою работу не перед вышестоящими чиновниками, а перед районными депутатами, которые, в свою очередь, будут держать ответ перед избравшими их жителями. Тогда и депутаты станут другими – резко возрастут их полномочия, а также, что очень важно, ответственность перед избирателями.

Ну, а самое главное, по-моему, что тогда сами жители будут по-другому относиться к выборам своих депутатов. Ведь от тех, кого они выберут, реально будет зависеть благополучие их самих и района. Такую прозрачную двухуровневую структуру власти я бы предложил. Уверен, что при таком устройстве резко сократится число жалоб на недоброкачественную работу районных служб. Недовольство жителей напрямую, через их депутатов, приведет к отставке главы исполнительной власти. А последний будет стараться этого не допустить.

Над реализацией всего вышесказанного буду работать в Мосгордуме, если москвичи поддержат мою кандидатуру.

Спрашивала Алиса Гадасина