Скандалом завершилась пятая церемония вручения премий в области популярной музыки «Муз-ТВ». Автором скандала стала публика, пришедшая в пятницу вечером в спорткомплекс «Олимпийский». Хваленая Кристина Агилера, за финальное 20-минутное выступление которой организаторы церемонии выложили, по слухам, полмиллиона долларов, уже на первой песне вынуждена была смотреть, как тысячи людей потянулись к выходу.

Агилера была заявлена хэдлайнером церемонии, и ее выступление, согласно логике, было завершающим. Однако еще перед началом действа, когда звезды разной величины только проходили по красной дорожке и перемещались в гримерки, интерес к невысокой блондинке был на удивление не очень большим. Куда как больше суеты творилось вокруг второго западного участника – сверхпопулярной в подростковой среде группы Tokio Hotel и нашего Димы Билана.

Концерт лишь подтвердил эти расклады. Публика пришла смотреть на российскую богему (помимо представителей поп-сцены церемония по традиции собрала звезд спорта, актеров кино и разговорного жанра). Кристина исполнила всего четыре песни, и чем больше она пела, тем меньше в зале оставалось народа. Совсем уж неловкая пауза повисла после того, как Агилера покинула сцену. Свет в зале долго не включали, а это значит, что могли быть запланированы «бисы». Но даже оставшиеся в зале ценители певицы не стали звать девушку на «бис». Московская публика не первый раз таким образом реагирует на западных звезд. Пять лет назад на рок-фестивале «Крылья» в Тушино аналогичная история случилась с Игги Попом. Даже наши рок-музыканты не разъезжались по домам после выступления, а с вожделением ждали старика Игги, в то время как меломаны устало побрели к метро. А в прошлом году на том же шоу «Муз-ТВ» аналогичная история случилась с рэп-звездой 50 Cent.

Впрочем, сет Агилеры на общем фоне церемонии «Муз-ТВ» действительно выглядел скучновато. Показав абсолютно профессиональное выступление и по музыке, и по голосу, и по хореографии, и по энергетике, она не привезла поклонникам отечественных песен ничего такого, чтобы «душа сначала свернулась, а потом развернулась».

То ли дело Tokio Hotel. От визга девочек, которым даже не 16 и не 14, а иной раз, казалось, всего 10–12 лет, крыша «Олимпийского» могла запросто рухнуть. Впрочем, надо отдать этим девчонкам должное: у них неплохой вкус. В отличие от многих наших «кумиров», которые, купаясь в папенькиных деньгах, поют бездарные, восхваляющие себя песни, Tokio Hotel обладают по меньшей мере завидной энергетикой, мощным, насыщенным звуком и отличной харизмой. И их выступление было одним из самых удачных. Правда, говорят, звезды нового поколения рубились под полную фонограмму.

Из наших настоящим героем церемонии стал Дима Билан. Дело не только в том, что он получил сразу три «тарелочки», причем в самых престижных номинациях («лучший исполнитель», «лучшая песня» и «лучший альбом»). Билан за последний год сильно вырос как артист и превратился в настоящую поп-звезду, умеющую и петь, и общаться с публикой. В «Олимпийском» ему приходилось трижды держать речь перед 20 тысячами зрителей и все три раза он находил очень простые и уместные слова. А когда спел свои Never Let You Go (ту самую, с прошлогоднего «Евровидения») и «Невозможное возможно», стало ясно, что на Агилере можно было бы и сэкономить.

Кстати, тема «Евровидения» в «Олимпийском» все время незримо присутствовала. Наши конкурсные успехи последних лет позволили, помимо Билана, собрать на сцене еще и «Серебро», и Диму Колдуна, по поводу которого г-н Киркоров произнес традиционно очень пафосную, но лишенную смысловой нагрузки тираду. Из тирады вытекало, что Колдун – мировая звезда. Находящаяся за кулисами Кристина Агилера уже готова была кусать локти, но ведущая вечера Ксения Собчак задала г-ну Киркорову вопрос, который поставил его в тупик: кто же все-таки продюсирует Колдуна – он или Виктор Дробыш. «Король римейков» долго мялся, а в итоге пробубнил что-то в духе: «Колдун принадлежит всему человечеству».

Еще одним забавным шлейфом от «Евровидения» можно считать полнейшее отсутствие Верки Сердючки, которая была желанной гостьей на предыдущих церемониях. Больше того, она была главным генератором драйва на них. Но после песни Dancing Lasha Tumbai, в которой некоторые услышали «Russia Good Bye», персонаж Андрея Данилко подвергся истерической критике и, как это ни смешно, теперь действительно может оказаться в российском шоу-бизнесе персоной нон-грата. (Кстати, согласно недавнему опросу «Левада-Центра», на «Евровидении» 7% россиян болели за Сердючку, в то время как за Колдуна, распиаренного до неприличия, 5%).

Премия в области популярной музыки – всегда хороший повод подвести итоги поп-сезона. Из тех, кто поднялся за год на нашей сцене, помимо Билана, можно выделить юную певицу МакSим (песни «Знаешь ли ты», «Нежность») и группу «Город 312». Легенда о появлении на сцене МакSим (она же Марина Максимова) похожа на стандартную продюсерскую выдумку: девушка из Казани писала стихи и пела песни где-то по сельским клубам, а потом случилось чудо, и она получила контракт с одним из мощных московских лейблов. Правда это или нет, но симпатяжке Максимовой делают потрясающие аранжировки, и она поет лирические песни так, как давно никто не пел, и так, как это нужно делать в России. За что и получила «Прорыв года», а заодно и «Рингтон года». Группа «Город 312», рискнувшая выступить на поп-аудитории с новой аранжировкой песни «Вне зоны доступа», уехала с церемонии ни с чем, хотя рожденная в Бишкеке команда запросто могла брать и «Альбом года», и тот же «Прорыв».

Хорошо выстрелила в уходящем музыкальном сезоне и песня «Малинки-малинки» – совместное творение «Дискотеки Аварии» и Жанны Фриске. Творение получило две «тарелки» – «лучший дуэт» и «лучшее видео». А вот победа Фриске в «сольной» номинации «Лучшая исполнительница» вызвала массу вопросов. С солистками у нас, конечно, беда, но не настолько же!

Кстати, о лучших исполнительницах. На московской сцене, наконец, появилась Земфира Рамазанова. Появилась, как всегда, нестандартно. После того, как «Звери» получили свою дежурную «тарелочку» как лучшая рок-группа (юмор не столько в том, что они ее получают регулярно, сколько в самом факте выбора лучшей рок-группы на попсовом телеканале), свет в зале погас. На экранах безо всяких объяснений возникла черно-белая архивная запись Виктора Цоя с песней «Перемен требуют наши сердца». После этого вышла Земфира в скромной футболке и со скромной гитарой, как она выходила разве что в 99-м, когда только приехала в Москву. Земфира спела цоевскую песню про сказку с несчастливым концом и позвала на сцену отца лидера группы «Кино» Роберта Максимовича Цоя, который забрал за давно погибшего сына специальную премию «За вклад в рок-музыку».

Минувший поп-сезон показал, что наш шоу-бизнес хотя бы что-то начинает предлагать публике. Появилась надежда, что мы сумеем преодолеть долгий застой, связанный с засильем «бюджетных» проектов (когда на экранах не блещут талантливые самородки, а тусуются самовлюбленные бездари с пачками денег). Но для этого в России нужна сила воли. И прежде всего сила воли руководителей наших музыкальных и не очень музыкальных телеканалов.

Константин Баканов, фото Анатолия Морковкина, "Новые Известия"