Элементарные движения в сальсе происходят под четыре музыкальных такта, однако делают всего три шага, а на последнем такте замирают в паузе. Счет этого танца таков: «быстро-быстро-медленно». По желанию, добавляют движение-украшение. Можно танцевать сальсу, находясь на одном месте. Просто «шагай» в такт музыке – это уже сальса!

Танец этот необычайно прост и необыкновенно гибок: как хочешь, так и танцуй. Двигаться можно абсолютно в любом направлении или оставаться на одном месте, можно танцевать по окружности или «в линейку». Последний такт заполняют либо приставным шагом, либо делают паузу или легко ударяют ногой об пол. Шаг в сальсе подразумевает перенос веса тела на ногу.

От своих ритмов-прародителей сальса унаследовала главный принцип: у всех есть равное право на получение удовольствия на танцполе. Спонтанность, чувство ритма и индивидуальность каждого из партнеров формируют особенную среду, а в ней и кроются главные причины такой большой популярности изумительной латиноамериканской музыки и сальсы на танцполах Москвы.

Танцуют сальсу многими способами: все зависит от того, где родился танцор и как учился танцевать. Тем не менее, сальсеро (танцоры сальсы) из разных стран превосходно танцуют вместе. Британская сальса основана на шаге назад, повороты же выполняют на второй счет, против часовой стрелки. Сальса североамериканская берет за основу латиноамериканский шаг, а многие фигуры и движения включают повороты направо. Танец этот постоянно развивается: на месте ему не дают стоять все перспективные направления.

Латиноамериканцы обучаются сальсе пассивным способом: они постоянно погружаются в эту среду, особо не задумываясь над танцем. Всем остальным танцорам этому нужно учиться. Как правило, сальса школа танцев предполагает обучение по определенной схеме. Начинающие танцоры учатся выполнять как серии шагов, так и движения. Зато у "новичков" россиян есть больше свободы для творчества, ведь сложившихся стереотипов танцевальных движений сальсы у них нет!

Оба партнера, безусловно, одновременно не могут вести танец. Один начинает, другой следует за ним. По традиции, в сальсе мужчина ведет, а женщина за ним следует. Сигналом между ними может служить изменение давления (слабое или сильное) в тех местах, где партнеры соприкасаются, или более тонкие намеки, не заметные для глаз стороннего наблюдателя. Главное искусство пассивной ведомой стороны – отыскать средство и самовыражаться через музыку.