Есть сведения, что в ту праздничную осень 1826 года Пушкин побывал в другом доме на Б. Калужской улице. Да и мог ли поэт миновать эти места?! Большая Калужская ХVIII–первой половины XIX веков, что нынешняя Рублевка, – прибежи­ще элиты. Еще с допетровских времен здесь по дороге к царскому дворцу в Воробьеве селилась русская аристократия – Прозоровские, Трубецкие, Репни­ны, Ягужинские, Салтыковы, Демидовы, Строгановы, Голицыны, Шаховские...

В 1803 году в самом начале улицы Д. Н. Лопухиным была выстроена великолепная усадьба по проекту А. Бакарева. Но хозяин вскоре умер и владение перешло к А. Г. Орловой-Чесменской. Та продала его супругам Д. М. и А. П. Полторацким.

Глава семейства, богач и коннозаводчик, был не чужд наукам и искусствам, дружил с Карамзиным и разрешал ему пользоваться своей библиотекой для работы над «Историей Государства Российского», которую впоследствии так высоко оценивал Пушкин.

В 1813 году дворец, благополучно переживший наполеоновское нашествие, посетил проездом на богомолье в Киев Г. Р. Державин. Вели­кий пиит гулял по окрестностям, заходил в Голицынскую больницу в сопровож­дении Пушкина, но не Александра, а его дяди Василия Львовича, московского литератора. Лишь через два года Гаврила Романович благословит в Царском селе юного лицеиста на служение муз...

В 1826-м А. С. Пушкин, уже признанный поэт, появился в доме на Большой Калужской. Вероятно, он навещал тогда сына хо­зяев, приятеля и большого поклонника своего таланта Сергея Дмитриевича Полторацкого. Сближала их и общая страсть к карточной игре.

Из рода Полторацких происходила одна из самых пленительных симпатий Пушкина, та, которой он посвятил свое «Я помню чудное мгновенье» – Анна Петровна Керн. Она бывала в этом якиманском доме.

С тех пор здание не раз перестраивали. Долгое время в нем поме­щалось Мещанское училище. Сейчас здесь Государственный Горный университет.

В недрах здания еще сохранились помещения старого дворца Полторацких…