Помнится, Остап Бендер взимал деньги с туристов, якобы, на капитальный ремонт знаменитого пятигорского Провала – «чтоб не слишком провалился». Идею можно было бы с успехом реализовать и в современной Москве. Некоторые провалы уже стали городскими достопримечательностями. Есть они и на Якиманке.

Четырнадцатый год зияет на Софийской набережной, напротив Кремля, давно заросший бурьяном строительный котлован. Стоящий на его краю архитектурный памятник – дом Дурасовых – неуклонно разрушается.

Добрый десяток лет на той же Софийской набережной прохожие лицезрели заброшенный нулевой цикл комплекса «Царев сад», пока стройку, наконец, не реанимировали. Теперь им, похоже, придется долго любоваться на котлован, вырытый под вялотекущее строительство новых корпусов Третьяковки.

Внедрение в зыбкие подвижные грунты москворецкой поймы само по себе опасно. Достаточно вспомнить, как в 2001 году рядом со стройплошадкой «Царева сада» в одночасье треснул от фундамента до крыши один из корпусов старинного Кокоревского подворья, и часть его пришлось снести.

Аварийная ситуация сложилась в этом году на Мытной 46 корпус 3. У самого фасада дома вырыли глубокую яму для перекладки подземных коммуникаций к строившемуся офисно-жилому корпусу на месте бывшего стадиона «Труд». Грандиозная стройка, попортившая много крови окрестным жителям погрязла в финансовых и юридических неурядицах и была заморожена. Но яма у фасада старого дома осталась. Здание дало осадку, что и было зафиксировано официальным обследованием. Жители негодовали, обращались во все инстанции, получали успокоительные заверения. Предписания властей засыпать яму до 20 августа 2013 года фирма-застройщик благополучно проигнорировала. Пока бюрократическая машина разворачивалась дом оседал. Наконец, под давлением жителей управа решилась обратиться в Замоскворецкую межрайонную прокуратуру. И вот на днях в ямы вывалили несколько тонн песка.

Изношенность подземных коммуникаций, бездумное строительство, некачественное мощение улиц и дворов способствуют возникновению провалов. Реакция властей и городских служб на это, как правило, замедленная.

В этом году у дома 13 на Донской провал зиял больше двух недель прежде чем его замуровали рабочие «Водостока». Полторы недели ждала своего конца яма, куда чуть не ухнул канализационный люк на углу 1-го и 3-го Добрынинских переулков. На Донской 16 черепашьими темпами перекладывают коммуникации. Жители старого дома, уже который месяц, с опаской взирают на открытую траншею под самым фундаментом.

Впрочем, в сегодняшней Москве с ее строительным непорядком, неповоротливой системой управления и низким качеством работ от провалов не застрахован никто.

Борис Арсеньев, Yakimanka.ru