В воскресенье на 83-м году жизни скончался знаменитый режиссер Владимир Мотыль, автор таких киношедевров, как «Женя, Женечка и «катюша», «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья». Гражданская панихида начнется завтра в полдень в Доме кино, после чего режиссера похоронят на Востряковском кладбище.

Он рано постигал науку противостояния, умение жить вопреки. Через четыре года после рождения Володи его отец погиб в концлагере на Соловках. Дед с многодетной семьей были выселены на Крайний Север. Вместе с матерью мальчик оказался в ссылке на Северном Урале. Во времена, когда любой советский человек считался как бы и не человеком вовсе, а каким-то там «членом коллектива» и амебоподобной «частицей общества», Владимир Мотыль умудрялся оставаться, что называется, сам по себе. Когда слово «личность» можно было публиковать в толковых словарях с пометкой «устар.», он как черт от ладана бегал от всякого рода начальников, парткомов и профкомов. Постановщик ставших классикой «Белого солнца пустыни» и «Звезды пленительного счастья», вообразите, не заканчивал обязательных ВГИКа или Высших режиссерских курсов. Умудрялся не состоять в штате ни одной из киностудий! Эта его обособленность сильно не нравилась не только власть имущим, но и многим рядовым собратьям по цеху. Потому что «быть умнее других» издавна в наших пенатах считалось равносильным измене. Поэтому и те, и другие никогда не упускали случая его ущемить – кто делом, кто банальным наушничеством. «Зажимали» в деньгах, званиях, фестивалях, зарубежных поездках... А он плевал на них: ведь его товарищами и соавторами были гениальные Булат Окуджава и Исаак Шварц.

В условиях тотальной нехватки кислорода он утверждал: «Кино требует максимальной свободы, и все мои фильмы были сняты в условиях полнейшей моей свободы». Пересматривая его ленты, невозможно усомниться, что это не так.

Между прочим, поговаривают, что легендарную фразу из «Белого солнца пустыни» «Восток – дело тонкое» произнес на каком-то из обсуждений картины один из «доброжелателей» Мотыля, тогдашний зампредседателя комитета по кинематографии Владимир Баскаков. А режиссер, не мудрствуя лукаво, пустил ее «в дело». Вообще, по количеству крылатых фраз, эта лента, наверное, не имеет соперников в нашем кинематографе: «За державу обидно», «Гюльчатай, открой личико», «Аристарх! Договорись с таможней», «Хорошая жена, хороший дом: что еще надо человеку, чтобы встретить старость?!» и т.д. А песня из фильма на слова Окуджавы и музыку Шварца «Госпожа удача» стала поистине народной.

Как, впрочем, и «Кавалергарды, век не долог» тех же авторов – из другой ленты Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», изумительного и прелестного гимна свободы, преданности и любви.

«Белое солнце пустыни» по опросу кинозрителей признано самым популярным отечественным фильмом ХХ века. Будете пересматривать в сотый раз, отвлекитесь на минуту – вспомните, кто его снял.

Источник: Виктор ГАЛАНТЕР, "Новые Известия"