Пикет с количеством участников до 20 человек у памятника императору Александру II собралась 19 февраля провести группа граждан в честь "150-летней отмены крепостного права". Кроме того, в поданном 15 февраля в префектуру ЦАО ими уведомлении говорилось о желании почтить "память царя-освободителя" и о том, что пикетчики хотят "выразить протест против отступления действующей власти от принципов политического, экономического и социального реформаторства, заложенного полтора столетия назад". В ответ из префектуры ЦАО организатору акции Дмитрию Георгиевскому пришел следующий ответ за подписью заместителя префекта Владимира Старкова (копия есть у "Ъ"). Ссылаясь на то, что место проведения митинга находится на территории "храма Русской православной церкви", власти предлагают провести согласование пикета с Московской патриархией, причем организаторы должны еще и представить в префектуру "письменное благословление на проведение заявленного мероприятия". Свои действия в префектуре обосновывают федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Организатор пикета Дмитрий Георгиевский заявил в своем блоге, что "сам не верил" аргументации заместителя префекта, "пока не прочел документ". Сегодня он намерен "выяснить, каким образом можно получить письменное благословение церкви на проведение пикета". Отметим, что заместитель префекта ЦАО господин Старков был назначен на эту должность в ноябре 2010 года распоряжением мэра Сергея Собянина, а до этого был начальником территориального отдела регулирования застройки ЦАО департамента земельных ресурсов мэрии Москвы.

Закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" прямо запрещает проведение митингов лишь у опасных объектов, на путепроводах и железнодорожных магистралях, приграничных территориях и вблизи президентских резиденций, зданий судов и тюрем. Правда, в ст. 8 документа говорится, что на территориях памятников истории и культуры действует особый порядок, который определяется органом исполнительной власти субъекта федерации. Однако в своем письме префектура ссылается не на эту норму, а на ч. 2 ст. 1 закона, в которой говорится о "проведении религиозных обрядов и церемоний" и о том, что эту часть регулирует другой закон - "О свободе совести и о религиозных объединениях". Впрочем, и в этом нормативном акте "Ъ" не удалось обнаружить поводов для запрета пикета в честь "150-летней отмены крепостного права". В этом документе есть запрет на массовые акции вблизи "объектов религиозного почитания", но лишь в случае, если используемые его организаторами плакаты и другая наглядная агитация оскорбляют "религиозные чувства граждан".

Господин Георгиевский откровенно не понимает, как должно выглядеть "письменное благословление" на пикет от церкви. Не очень это понимают, похоже, и в Московской патриархии. Заместитель руководителя пресс-службы патриарха Московского и всея Руси дьякон Александр Волков заявил "Ъ", что это первый на его памяти случай подобных требований. По его словам, его ведомство уже получило обращение от господина Георгиевского и передало его в административный секретариат патриарха, откуда его направят лично патриарху Кириллу. Именно патриарх, по словам дьякона Александра Волкова, сегодня в течение дня должен "решить этот вопрос".

Источник: Коммерсант.RU, Александр Воронов, Павел Коробов