На этих днях под старинными, много повидавшими за свои два века сводами Синодальной типографии на Никольской, 15, где давно уже прописан Историко-архивный институт, было не протолкнуться. Профессора и студенты, пенсионеры и чиновники, литераторы и бизнесмены, ученые и священнослужители, люди разных возрастов, чинов и состо­яний. Всех их собрала в этом месте большая любовь – любовь к родному краю.

У отечественных краеведов вошло в традицию каждый год накануне летнего затишья подводить итоги работы, делать генеральный смотр сил и достижений, обсуждать планы на будущее. Площадкой такого общения ста­ли Всероссийские краеведческие чтения. Нынешние, уже пятые по счету, состоялись 27-28 мая в Москве и во Владимире. Основная, самая насыщенная их часть проходила в столице, в Историко-архивном институте РГГУ.

Именно в этих стенах благодаря усилиям ученых-энтузиастов, собравшихся вокруг академика РАО С. О. Шмидта, поддержанным московской общественностью, краеведение фактически возродилось как научная дисциплина. Первая попытка была предпринята еще в начале 1920-х. Тогда, в пору революционного слома, смуты и разрухи, лучшие гуманитарные умы России лелеяли надежду, что «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» предотвратит вселенский распад, объединит людей, поможет им обрести почву под ногами. Краеведческое движение приняло такой размах, что власть, строившая «большую Советскую Родину» на костях множест­ва «малых родин», почувствовала опасность для себя и обрушилась на чересчур активных и вольнолюбивых ученых и общественников всей своей железной мощью.

Но разгромленное краеведение не погибло окончательно. Оно ушло туда же, откуда возникло – в почву, в народную глубь. Ведь чувства и мысли, побужда­ющие человека изучать свой дом, свой город, свое село, свой край – неискоренимы. Да и обществу, и государству, какими бы они не были, «малым патриотизм» весьма пригодился, чтобы преодолеть страшные испытания XX века. Он снова обрел актуальность, стал одним из резервуаров, питающих большую Российскую идею, когда страна в конце столетия зависла над пропастью между прошлым и будущим.

Сегодня краеведение – уже не частное дало энтузиастов-одиночек, слывущих людьми не от мира сего. Его государственное и общественное значе­ние становится все более очевидным, У современного краеведения прочная научная основа. Работают профильные кафедры в вузах, защищаются диссертации, публикуются статьи и монографии. Локальная история, позволяющая через изу­чение малого, близкого, повседневного по-новому взглянуть на глобальные проблемы – научный хит последних десятилетий во всем мире.

Но краеведение – это и общественное движение, в котором не угас дух подвижничества, пассионарности. Оно предельно демократично. Академический уче­ный, дискутирующий с обычным пенсионером, высокопоставленным чиновником или молоденьким студентом – типичная картинка краеведческого собрания. Движение это не имеет ни мощных аппаратных структур, ни солидных финансов, но живет и развивается в пору, когда, по общему мнению, деньги и близость к власти ре­шают все. Российские краеведы вовсе не стремятся к «огосударствлению», хотя от помощи государства, да и спонсоров, конечно не отказываются.

Нынешнее состояние отечественного краеведение наглядно продемонстрирова­ли V Всероссийские чтения. На них съехались представители 31 субъекта Федерации из 45 городов, из Белоруссии и Украины. Сотни участников, полторы сотни докладов... Президиум пленарного заседания блистал именами и титулами.

В центре всеобщего внимания, как всегда, был Почетный президент Союза краеведов России академик С. О. Шмидт. 89-летний патриарх вновь удивил творческой активностью: двенадцать часов в гуще событий, несколько выступлений, кулу­арное общение с десятками людей – кому из молодых такое под силу!

На откры­тии чтений выступили члены-корреспонденты РАН Е. И. Пивовар и С. М. Каштанов, ректор ИАИ А.Б. Безбородов, представители ведущих академических и образовательных учреждений. С особым вниманием аудитория воспринимала доклады хо­зяев-организаторов форума. Председатель Союза краеведов России и Московско­го краеведческого общества В. Ф. Козлов говорил об успехах и проблемах движения, перспективах на будущее. Деятельность Историко-архивного института в этой области нашла отражение в докладе зам. зав. кафедрой москвоведения А. Г. Смирновой.

После пленарного заседания участники чтений, явно впечатленные размахом и уровнем мероприятия, разошлись по аудиториям, чтобы продолжить работы в секциях, коих набралось одиннадцать. Где-то обсуждали проблемы истории краеведческого движения, где-то вопросы изучения Москвы, где-то дискутировали о школьном образовании. Живописное зрелище представляла секция церковного краеведения. Среди светской и вполне раскованной публики чернели рясы, сверкали золотом и серебром наперсные кресты духовных лиц.

На Всероссийских чтениях состоялась премьера новой секции – Военно-исторической. Автору этих строк выпала честь выступать с первым докладом. Главная мысль выступления: отечественную историю не понять, если не уяснить ее особенность – Россия всегда либо воевала, либо готовилась к войне, либо преодолевала последствия войн. Под таким прессом формировались государст­венность, общество, культура, национальный характер. Даже география страны, облик городов, сел, местностей несет следы ратного прошлого.

Москва, мегаполис XXI века, сохранила градостроительную структуру средневековой крепости. Например, основные магистрали Якиманки – это старые военные дороги и трассы давно исчезнувших укреплений. В значительную часть местного населения составляли ратные люди – стрельцы. Несколько их замечательных слободских храмов по-прежнему украшают замоскворецкие улицы. Малоизученной теме – Москве стрелецкой посвятил доклад на секции М. Романов. Локализация порой позволяет глубже проникнуть в историю, чем панорамный взгляд. Прошлое вплотную приближается к современности. Благодаря кропотливым изысканиям краеведов Вологодчины выявлены имена многих земляков – участников русско-японской войны (доклад Гладких, г. Котлас).

Первую в России Книгу памяти павших в Первой мировой войне составляют в Рязани. А сотрудники Военного госпиталя им. Бурденко воссоздают историю уничтоженного в 1930-е гг. крупнейшего воинского некрополя Москвы, а быть может и всей России – Семеновского кладбища. 3десь под газонами сквера, мостовыми и промзоной покоится прах более чем 500 тысяч защитников Отечества – от петровских гренадеров до красноармейцев. Краеведы подмосковного Пушкина поделились на секции опытом увековечения памяти героев 1812 г., представительница Магнитогорска представила масштаб­ный проект исследований об участии уральцев в Великой Отечественной войне. «Герои Советского Союза в названиях улиц Москвы» – так звучала тема выступления С. Андреева, недавно выпустившего по ней содержательный двухтомник. На этом фоне неожиданно прозвучало сообщение о ратной биографии одного из ранних владельцев подмосковного села Тараканова, того самого, близ которого расположено блоковское Шахматово. Слова А. Блока «И вечный бой, покой нам только снится» – могли бы стать эпиграфом ко всей русской истории.

V Всероссийские краеведческие чтения завершились 28 мая поездкой в славный град Владимир-на-Клязьме и его окрестности. Думается, у каждого участника двухдневной конференции осталось впечатление значимости события, жизнеспособности краеведческого сообщества и важности дела, кото­рому посвящена жизнь…