Многотысячный митинг 10 декабря на Болотной площади «За честные выборы» стал событием номер один последнего времени. Возможно, он станет и поворотным моментом в развитии политической ситуации в стране

13.00. До заявленного начала митинга еще час, а по Полянке и Ордынке, по Лаврушинскому переулку, Каменному и Москворецкому мостам уже тянутся людские ручьи, стекаясь к Болотной площади. Здесь все уже плотно оцеплено полицией. На Кадашевской набережной, улице Серафимовича, Б. Москворецком мосту усиленные кордоны, десятки угрюмых омоновских машин, автобусов и автозаков. То и дело дефилируют в пешем строю колонны внутренних войск. Красная площадь и почти весь Китай-город наглухо перекрыты для движения транспорта и пешеходов.

Тем не менее, атмосферы военного положения не ощущается. Полицейские спокойны и подчеркнуто вежливы: пропуская манифестантов на площадь через рамки бе­зопасности и просвечивая металлодетекторами, говорят каждому – «Здравствуйте!». Столь же корректны и доброжелательны митингующие. А ведь какие гроз­ные предупреждения слышались из официальных и неофициальных уст накану­не, чем только не пугали! Даже заставили заниматься в субботний день учащихся школ и колледжей. Кстати, полиция на сей раз продемонстрировала не толь­ко человеческое лицо и профпригодность, но и новинки оснащения. Вертолет-беспилотник, словно прилетевший из фантастического фильма, развлекал публику замысловатыми маневрами.

14.00. Время начинать митинг, а народ все идет и идет. И конца этому по­току не видно. Такого людского половодья древнее Болото не видело, наверное, с 10 января 1775 г., когда здесь казнили Емельяна Пугачева. В истории места был и март 1611-го: тогда именно на Болоте началось восстание москвичей против засевших в Кремле иноземных интервентов. Но происходящее сейчас нисколько не напоминает «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Никакой агрессии. Люди, задевая друг друга в огромной толпе, извиняются! Мат, царящий на наших улицах, здесь совсем не слышен, хотя эмоции накалены. Нет и пьяных рож. Даже те, кто, продрогнув на промозглом ветре под мокрым сне­гом, согревается горячительным, лишнего себе не позволяют и держатся молодцами.

Народ – не быдло и не раб, как о нем все еще толкуют. В этом убеждают не столько речи орато­ров и плакаты на Болотной, сколько люди, собравшиеся здесь. А кого тут только нет! Впервые на политическую авансцену так массово вышла молодежь, студенчество, проспавшее 2000-е. Для них это и гражданский протест, и развлечение, похоже, входящее в моду. Плакаты и речевки поколения facebook соревнуются в креативности.

От молодых не отстают и ветераны митинговых ба­талий: как и двадцать лет назад они на площадь. Много респектабельных людей среднего возраста. У них это гром­кий дебют на подмостках уличной демократии. Как всегда широко представлены пенсионеры. Всеобщее внимание привлекает бабушка с шариком, на котором над­пись: «Меня надули». Мужчин и женщин среди митингующих примерно поровну.

В общем, на Болотной присутствует весь спектр московских жителей.

14.30. Митинг начинается. К этому времени уже подтянулись основные силы оппозиционеров, но подкрепления продолжают прибывать. Сколько народу на пло­щади на глаз не определить. Кто говорит – 40 тысяч, кто – 150! Картина удивительная, невероятная еще неделю назад! Кто бы мог представить, что рафинированные демократы-яблочники, твердокаменные коммунисты, православные патриоты, анархисты, националисты и интернационалисты, эсеры, жириновцы и прочая, прочая, прочая, сойдутся в одном месте и не перегрызут друг другу глотки. Также мирно соседствуют знамена разных цветов и мастей – от российских триколоров и советского красного знамени до Веселого Роджера.

Вот уж поистине единая Россия! И она против «Единой России»! Столь массового братания левых с правыми, умеренных центристов с радикалами новейшая политическая история России еще не знала. Впрочем, такой ответ на фактическую монополизацию власти одной партией вполне естественен для гражданского общества.

16.00. Митинг идет своим чередом. Несмотря на непогоду, он не выдыхается. Речи с трибуны не доносятся до дальних рядов, там образуются свои мини-митинги. У сцены, в толпе и на периферии работают съемочные группы телеканалов, корреспонденты берут интервью у демонстрантов.

Хотя люди не сдерживают эмоций, порядок поддерживается неукоснительно. Лишь однажды мо­лодые анархисты запалили, было, файеры, но на них зашикали и р-р-революционеры смирились перед народным большинством.

Зажигательными остались только речи. Кто-то из ораторов цитирует Пушкина: «Товарищ, верь, взойдет она,/ Звезда пленительного счастья», и вся многотысячная толпа подхватывает: «Россия вспрянет ото сна,/ И на обломках самовластья/ Напишут наши имена». Это Москва! Здесь своего земляка Пушкина знают...

17.30. Акция завершилась. Никого не побили, никого не забрали в кутузку, ни один автомобиль не перевернут, ни один куст в сквере не сломан. Десятки тысяч человек разошлись спокойно и аккуратно с тем же достоинством, как и пришли. Но напоследок приняли резолюцию с требованием отменить итоги про­шедших выборов и назначить новые «честные и свободные» (см. ниже, ред.).

По горячим следам трудно в полной мере оценить значение митинга на Болотной. Но, несомненно, это поворот в политической ситуации в России. Что он нам несет – пропасть или взлет? Открытый вопрос. Но, во всяком случае, теперь ясно – гражданское обще­ство у нас существует и от него не отмахнуться.

Борис Арсеньев, Yakimanka.ru

Резолюция, принятая по итогам митинга на Болотной площади, состоит из пяти требований:
• признание прошедших выборов недействительными,
• проведение повторного голосования,
• отставка главы ЦИК Владимира Чурова,
• расследование нарушений, имевших место во время голосования 4 декабря,
• изменение законодательства о выборах.

Организаторы заявили, что планируют провести повторный митинг 24 декабря 2011 г.