30 января в рубрике «Из первых уст» газеты "Якиманка" опубликовано интервью главного архитектора города Москвы – председателя Комитета по архитектуре и градостроительству А.В. КУЗЬМИНА.  Редакция попросила Александра Викторовича рассказать, каковы цели и задачи публичных слушаний по проекту планировки территории кварталов 435-438, 442, 444 нашего района. (Поясним, речь идет о территории Парка искусств «МУЗЕОН» и здании, в котором размещаются Центральный Дом художника и Государственная Третьяковская галерея, раздел искусства ХХ века).

– Конечная цель этой работы – строительство нового здания Третьяковской галереи. Нынешнее поделено на две неравных части, для ГТГ и Дома художника. В нем просторные вестибюли, множество широких лестниц, но, к сожалению, нет нормальных запасников, а выставочные площади малы и не соответствуют возможностям галереи. Поэтому на федеральном уровне появилась идея построить новое здание для той части экспозиции Третьяковки, которая представляет XX век. Здание, которое удовлетворяло бы всем требованиям знаменитого музея. Что же хотели получить галеристы? Они хотели остаться на этой территории, потому что  ЦДХ был построен более двадцати лет назад, место это, как говорится, уже намоленное, и люди к нему привыкли. При этом надо сначала построить новое здание, а потом уже трогать старое, потому что галерея не хочет ни на один день закрывать экспозицию. К этим условиям представители Третьяковки добавили еще пару пожеланий. Во-первых, они не хотят жить как раньше, с соседями, и, во-вторых, предпочитают, чтобы новое здание было вынесено ближе к Садовому кольцу. Нас это вполне устроило, ведь в таком случае легче сохранить парк, который расположен в глубине территории.
Все эти пожелания и обстоятельства учитывались при формировании задания для проектировщиков. При этом и федеральные власти, и, тем более, московские, напомнили, что денег на строительство у государства нет, и в ближайшие годы не будет, поэтому надо учесть в проекте инвестиционную составляющую.
Это весьма усложнило задачу, ибо нам предстояло предусмотреть размещение здания для Третьяковской галереи, учитывая ее пожелания, обеспечить сообщество художников новым пристанищем и не вторгаться в парковую зону. Мне кажется, мы нашли решение этой задачи и выносим  его на слушания, которые состоятся в феврале.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее, что предлагают проектировщики.
– В окончательном варианте проект планировки выглядит следующим образом: вдоль Садового кольца предлагаются новые отдельные объемы для Третьяковской галереи и для Дома художников. Инвестору, который будет определен на конкурсной основе, предстоит их построить, перевезти в новые помещения Третьяковку и художников со всеми их картинами, скульптурами, фотографиями и прочим скарбом, а только затем он сможет реализовать коммерческую составляющую на месте старого здания ЦДХ. Причем строить для себя он сможет не так, как ему захочется, а с учетом ряда условий: без увеличения пятна застройки, с ограничениями высотного объема и функционального назначения.
Добавлю, проектировщики предложили решение еще одной важной проблемы – проблемы парковок. Ни у Третьяковки, ни у Дома художника своих парковок нет, поэтому при каждой большой выставке, которые довольно часто проходят в ЦДХ, парк оказывается заставленным машинами, что, конечно, недопустимо. Поэтому в обсуждаемом проекте предусмотрено сооружение крупных подземных паркингов.
– Правительство Москвы выпустило постановление о порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности совсем недавно – 30 декабря 2008 года, получается, что среди столичных районов, мы будем одними из первых, у кого эти слушания состоятся.
– Да, это так. То, что мы делаем сейчас – первый шаг, да еще шаг в нестандартной, сложной ситуации. Однако скоро подобные формы взаимодействия с жителями города станут стандартной процедурой. Практически любой проект будет проходить через публичные слушания. Для этого создадут окружные (на территории всех административных округов Москвы) и городскую комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки. Городская комиссия  станет рассматривать вопросы, затрагивающие интересы нескольких префектур или города в целом, как, например, генеральный план, территориальные схемы развития и т.п. Результаты слушаний будут влиять на окончательное решение по судьбе подготовленного проекта.
В заключение хочу добавить следующее. Материалы, которые будут представлены – не архитектурные решения, это проект планировки в тех объемах, которые разрешены законодательно. Условно говоря, это тот самый кусок мрамора или, если хотите, полено, из которого потом должен получиться или Давид, или Буратино.

Подготовила Алиса Гадасина, газета "Якиманка"