Катастрофическое увеличение численности короеда-типографа в Средней полосе Европейской России продолжается: первое в 2012 году поколение вредителей успешно вывелось, вылетело и во второй половине июля заселило молодые деревья ели, сделав неизбежной гибель новых участков еловых лесов на огромных территориях. Вторая в нынешнем году волна гибели ельников Средней полосы, вызванная новым поколением короеда, скорее всего, будет намного сильнее первой. Площадь лесов, погибших в результате массового размножения короеда-типографа в Европейской России, может составить к концу этого года несколько сотен тысяч гектаров.

Короед-типограф – обычный жук темнохвойных лесов Евразии. В нормальных условиях он не причиняет лесу большого ущерба: здоровые деревья ели способны защищаться от короеда, заливая его входные отверстия и самих жуков смолой, и частично меняя свой метаболизм с целью синтеза вредных для жуков компонентов. При небольшой численности короед не может успешно атаковать здоровые и сильные деревья – ему приходится довольствоваться древесиной ослабленных или недавно погибших. Но если короеду удается набрать большую численность, он становится опаснейшим вредителем: несколько сотен жуков, атакуя одновременно, могут убить совершенно здоровую ель за месяц, а то и быстрее. При катастрофическом нарастании численности короед-типограф способен уничтожать целые массивы еловых лесов, что сейчас и происходит на большей части территории лесной зоны Европейской России.

Первоначальным толчком к началу массового размножения короеда в Европейской России стали ураганы 2009-2010 г.г., приведшие к образованию больших объемов ветровальной древесины – наилучшего субстрата для этого вредителя. Лесное хозяйство, разоренное новым Лесным кодексом и сопутствующими реформами, не смогло вовремя устранить угрозу и разобрать завалы (да это и невозможно сделать быстро в рамках новых бюрократических процедур). В областных лесах с 1998 года запрещены все виды вырубок. Однако иногда они необходимы из санитарных соображений: надо выпиливать перестойные деревья и сажать новые.

Экстремально жаркие и продолжительные летние сезоны 2010 и 2011 годов позволили короеду дать в каждый из этих лет по два полноценных поколения и нарастить свою численность до беспрецедентного уровня. Относительно теплые зимы 2010/11 и 2011/12 гг. позволили жукам перезимовать почти без потерь (зиму 2010/11 гг. благополучно пережили не только взрослые жуки, зимующие в лесной подстилке, но куколки и даже личинки, остававшиеся под корой деревьев). Жаркая весна 2012 года обеспечила бурный старт первого поколения короедов нынешнего года. Уже в середине июля начался массовый лет молодых жуков, выведшихся в этом году, и к настоящему времени большинство из них уже разлетелось и заселило новые деревья.

Так как жук откладывает личинки под корой, его не просто заметить. Первый признак "деятельности" вредителя – мелкая светло-коричневая мука. Второй – смола: дерево пытается заливать ею короеда.

МЧС России призывает общественность и власти обратить внимание на проблемы подмосковного леса. Для начала надо хотя бы упростить процедуру выдачи документов на вырубку хвойных, а это дело законодателей.

Площадь ельников, погибших в результате массового размножения короеда-типографа в Европейской России, может уже к концу нынешнего года составить несколько сотен тысяч гектаров.

Кстати, жук-короед проблема не только России. Для некоторых штатов США он — зверь пострашнее финансового кризиса: Вайоминг, Миссури, и не только они, находятся на грани потери хвойных лесов, 85–90% которых могут исчезнуть уже в ближайшие годы.