«Поменьше усердия, господа, поменьше усердия!» – увещевал некогда своих подчиненных Тайлеран. Совет этот порой хочется адресовать и подчиненным московского мэра. Одним из главных пунктов предвыборной программы своего шефа – «создание условий для свободного и предсказуемого перемещения по городу пешеходов, пассажиров общественного транспорта и водителей личных автомобилей» – они бросились исполнять с таким свирепым усердием, что москвичам перемещаться стало еще трудней.

Всюду роют, строят и переделывают. Якиманский хит этого сезона – капитальная реконструкция сразу шести подземных переходов, затеянная «Гормостом» в самый разгар зимы, когда пешеходам и так приходится несладко. Люди вынуждены пробираться по тесным затемненным коридорам, по мосткам и разобранным полам. Особенно трудно приходится инвалидам, женщинам с колясками, пожилым москвичам. Переход под Мытной и вовсе закрыт. Его обход по поверхности через две зебры со светофорами занимает немало сил и времени.

Быть может все подземные переходы района вдруг в одночасье пришли в аварийное состояние и потребовали срочного ремонта? Но якиманцы помнят – это были капитальные и добротные сооружения. Например, в самом длинном в районе переходе под Житной и Коровьим Валом за почти 50 лет его существования из стен не вывалилась ни одна плитка. Теперь их выломали с превеликим трудом.

К чему такой аврал, такая трата средств? Если уж городу деньги некуда девать, так не лучше было бы истратить их хотя бы на другие объекты того же «Гормоста». Так спуск в подземный переход под Добрынинской площадью с Большой Ордынки до сих пор, несмотря на просьбы жителей, не оборудован палочным пандусом. Уже много лет в аварийной ситуации находится гранитная облицовка одного из важнейших мостов Москвы – Малого Каменного. Плиты отваливаются и падают в Водоотводный канал, а ведь под мостовой аркой ходят прогулочные суда.

Впрочем, дорогостоящий ремонт и реконструкция сегодня еще не гарантируют качество и долговечность. Пример, ставший хрестоматийным, – тротуарная плитка. Перманентная починка не делает тротуары лучше. У домов 6 и 9 на Ленинском проспекте плитка выщерблена так, будто по ней ездили танки. Еще хуже картина на Б. Ордынке перед Марфо-Мариинской обителью.

Для пешехода на Якиманке есть немало опасных мест. Это и заставленные машинами тротуары Берсеневской набережной, и опасные переходы на Болотной напротив управы, на углу Б. Полянки и Кадашевской набережной и еще новая пешеходная, но очень скользкая, Крымская набережная. Авральная лихорадочная работа сомнительного качества делают ситуацию хронической. По всей видимости «свободно и предсказуемо перемещаться» по району мы будем еще не скоро.

Борис Арсеньев, Yakimanka.ru