В ОДНОЙ УПРЯЖКЕ

Рубрика «Из первых уст» представляет Андрея Ходжаева — председателя Совета общественного территориального самоуправления микрорайона №1 и Виктора Соколовского — начальника территориального управления «Якиманка» Центрального административного округа Москвы.

Hodjaev





Прямая речь: Андрей Ходжаев – Во время выборов в союзный парламент, т. е. еще в 1989 году, жители микрорайона объединились в один из первых в Москве Совет самоуправления. Основная его задача— решение социальных проблем жителей тер­ритории.

Жизнь подтвердила правиль­ность этого решения. Дело в том, что прежним районным (сейчас — окружным) органам власти трудно, а подчас и невозможно дойти до каждого конк­ретного жителя. У них слишком много других, важных, но, скажем так, более глобальных проблем. В территориальном же Совете все как на ладони. Мы знаем свои дома, знаем многих жителей, мы здесь живем и у нас общие пробле­мы, трудности. Да и найти, встрети­ться с нами куда проще и легче.

Sokolovskii_5_year

 

Прямая речь: Виктор Соколовский– Это, между про­чим, в Октябрьском райисполкоме Москвы прекрасно понимали, и поэтому поддерживали нас, постепенно де­легировали Совету права.Напри­мер, Совет может ходатайствовать за ту или иную организацию при оформлении договора аренды. В основу этого ходатайства ложится договор о сотрудничестве аренда­тора с Советом, в котором конкрет­но указывается помощь арендатора микрорайону.

Ходжаев:– В 1991-м в городе были созданы префектуры, определены границы их территорий. Этот процесс проходил довольно болезненно. Но в новом админист­ративном делении есть логика и здравый смысл. Во-первых, созда­ние Центрального округа позволяет учитывать специфику центра Москвы, решать его пробле­мы, отличающиеся от проблем районов новостроек, промышленных или спальных районов. Во-вторых, образование внутри округов муни­ципальных районов в несколько раз меньших, чем прежде, размеров приближает к жителям органы власти, помогает сделать их работу более эффектив­ной.

Наша территория первоначально вошла в ТУ «Замоскворечье». Соз­давалось оно на базе Москворецко­го района и, естественно, знание нашей территории, ее управляе­мость были незначительными. Мы пытались наладить контакты, делали шаги навстречу. Увы, решения при­нимались без учета интересов наших жителей. Не было концепции развития территории, микрорайон оказался на положении пасынка.

Соколовский:–А ведь у нас уже было готово и проработано со специалистами предложение соз­дать экспериментальный муници­пальный округ в границах РЭУ-1, были разработаны конкретные предложения, как наладить комму­нальное хозяйство, сдвинуть с места жилищную проблему — это глав­ное, что беспокоит население. В январе 1992 г. к нашим предложе­ниям прислушались.

Ходжаев:– Было несколько встреч с префектом Центрального округа А. И. Музы­кантским, другими членами прави­тельства, представлены обоснова­ния. Конечно, шаг, который мы предлагали, — изменить администра­тивное деление ЦАО, был достаточно радикаль­ным, но здравый смысл и соображе­ния рационального порядка победи­ли. В мае прошлого года мэрия, наконец, приняла два решения: об образовании в составе ЦАО десятого территориального управления «Якиманка» и о назначении (кстати, по рекомендации Совета) В. А. Соколовского,возглавлявшего до этого исполни­тельную дирекцию СОТС-1, началь­ником управления.

Теперь на территории муници­пального района есть свой орган исполнительной власти. Совет за­ключил с ним Генеральное соглаше­ние о сотрудничестве, определив принципы взаимодействия, взаимо­отношений. Кратко их можно обозначить так: Совет, работая непос­редственно с жителями, зная их главные проблемы и нужды, дает территориальному управлению социальный заказ на определенные рабо­ты и контролирует исполнение. Уп­равление периодически отчитывает­ся о выполнении решений и по от­дельным направлениям деятельно­сти. Мы работаем в одной упряжке.

Соколовский:– Да, это действи­тельно так. Правда, необходимо уточнить, что если Совет самоуправ­ления был создан на территории РЭУ-1, то управление «Якиманка» работает еще и на части террито­рии РЭУ-2.

Перед территориальным управ­лением стоит немало взаимосвязанных задач, кото­рые можно объединить в четыре основных направления. Социальная сфера: образование, медицина, культура, жилье; потребительский рынок; городская инфраструктура, жилищ­но-коммунальное хозяйство и блок градостроительных задач.

Самый больной и сложный вопрос для муниципального района — жилищный — напрямую зависит от успеха решения вопросов градостроительства на территории Яки­манки. Мы приняли тяжелое наследство. Ветхие и аварийные дома, коммуникации, нуждающиеся в капитальном ремонте, обилие коммуналок, до сих пор более 500 се­мей живут в обветшалых, без горячей воды и лифтов домах.

Ходжаев:– Для решения этой проблемы Советом, территориаль­ным управлением и Корпорацией развития территорий (КРТ) была разрабо­тана программа первоочередных мероприятий:
1. Возврат в жилой фонд части тех зданий, которые отно­сительно недавно были переданы различным конторам.
2. Изыскание свободных площа­док для нового строительства.
3. Реконструкция существующих жилых домов, их переоборудование под отдельные квартиры.
4. Предоставление большинству жителей из домов, подлежащих капитальному ремонту и реконструк­ции, возможности остаться жить на территории Якиманки.

Соколовский:– Эта программа включена в постановление прави­тельства Москвы. Благодаря ей, тер­ритория Якиманки, ранее считав­шаяся бесперспективной для жилищ­ного строительства, может получить около 140 тыс. кв. метров благоуст­роенного жилья. Сроки реализации, если ничего не помешает, — 1993-1996 годы.

Как правило, при подготовке та­ких программ возникает вопрос: откуда возьмутся средства? Есть два пути: использование, пусть хоть и небольших, возможностей городского бюджета; и привлечение средств инвесторов на взаимовы­годных условиях, которые в каждом конкретном случае оговариваются в договоре, проходящем согласова­ние с Советом самоуправления и депутатами.

Ходжаев:– Программа жилищ­ного строительства — слишком сложный и больной вопрос, он заслуживает отдельного серьезного разговора на страницах газеты.Хочу добавить лишь одно — недавно созданный жилищный отдел «Якиманка» в своей деятель­ности будет учитывать положения программы и ориентироваться на максимальное ее исполнение.

Соколовский:– Следующая пос­ле жилья по важности проблема — коммунальное хозяйство. В своих предвыборных программах мы говорили о необходимости реорга­низации этой службы. Сегодня РЭУ сами себе и заказчики, и исполните­ли, и контролеры, и сами деньги собирают. При такой системе, какой с них спрос?! За последние три года на территории не было ни одного настоящего ремонта, хотя средства от аренды к ним поступали.

Ходжаев:– Причина в монополиз­ме. Мы ведем переговоры с альтернативными службами, которые мог­ли бы взять на себя часть комму­нальных забот. В порядке экспери­мента Совет ОТС-1 и фирма «Рекстрем», производящая уборочную тех­нику, создали СП «Мунитек», кото­рое будет заниматься уборкой на­ших территорий.



Соколовский
:– Когда территори­альное управление начало ра­боту, выяснилось — в микрорайоне не заключены с «Мосгортеплом» до­говоры по подготовке к зиме — тер­ритория могла остаться без горячей воды, тепла и т.п. Ценой немалых усилий удалось разрешить эти проблемы. Начали асфальтировать дороги внутри микрорайона, ремон­тировать лифты, коммуникации. С последними особенно тяжело, обо­рудование изношенное: в одном месте починишь, в другом — авария. По этой причине, например, никак не удавалось убрать воду из подва­ла дома № 1/3 по Б. Полянке. Из-за ветхости оборудования и аварийно­го состояния сетей коммунальное обслуживание — наша постоянная, круглосуточная, можно сказать, го­ловная боль.

Ходжаев:– Мы подошли к блоку социальных программ. Помимо отк­рытия амбулаторий, в планах Совета и теруправления ремонт и реконструкция поликлини­ки № 68, открытие детского отделе­ния. В более далекой перспективе создание реабилитационного центра для престарелых, в котором наши старики смогут полежать нес­колько дней, обследоваться, подле­читься.

Нуждаются в помощи Совета и управления учреждения культуры, образования. Мы поддерживаем их сотрудников материально, помога­ем с оснащением. В Бродниковом переулке открыли библиотеку, для которой мы выписываем периоди­ческие издания, покупаем литерату­ру. Выделяем средства для развития кружков, спортивных сек­ций.


Соколовский
:– Основное в со­циальной программе муниципаль­ных властей — оказание всесторонней поддержки наиболее соци­ально незащищенным жителям, таких около 9500 человек. Наша по­мощь — это организация бесплатного питания, выдача дотаций многодетным семьям и многое другое. К Но­вому году мы закупили и обеспечи­ли подарками ребятишек всех детс­ких садов и начальных классов школ микрорайона, оплатили наборы продуктов для инвалидов, выдели­ли средства на проведение новогод­них праздников и пр.



Ходжаев
:– Достаточно хорошо зная условия жизни на терри­тории, мы подходим к вопросу ока­зания помощи не формально, а с учетом истинного положения дел у каждого конкретного человека, кон­кретной семьи.

Тут хочу сказать несколько слов об отношениях с так называе­мыми коммерческими структурами. Те, кто кричит в ужасе «коммерциализация!», «все распродано!», не знают истинного положения дел, не понимают, о чем говорят. С коммер­ческими структурами можно рабо­тать, они охотно вкладывают деньги в нужды территории. Ремонт, по­мощь школам, детским садам, очистка территорий, бесплатные обеды и другая благотворительность, включая билеты на Новогод­ние елки, подарки, дешевые распро­дажи и пр. — это в большой степени делается с их помощью. И за это ог­ромная им благодарность.


Соколовский
:– Полагаю, каждо­го жителя волнует вопрос снабже­ния продуктами питания и их стоимость, Нынче каждый магазин сам находит поставщиков, заключает договоры, получает товар и опреде­ляет цену, думая, прежде всего, о собственных интересах. Отсюда, в отсутствие конкуренции, дороговизна, нежела­ние продавать дешевые товары и постепенное увеличение доли коммерческой торговли, что вызы­вает справедливое недовольство жителей. Решение о конкурсной продаже магазинов, не выполняю­щих обозначенных при аренде функ­ций, надеюсь, заставит коллективы призадуматься, изменить стиль работы. Кстати, уже намечен первый объект конкурса — магазин ТОО «Продсервис» на Ленинском, 20.


Ходжаев
:– Чтобы переломить ситуацию, в наших планах также открытие небольших муниципаль­ных магазинчиков и торговых па­вильонов. У нас немало заманчивых предложений от фирм, имеющих непосредственный выход на ферме­ров, сельхозпроизводителей, пос­тавлять нам молочные продукты, фрукты, овощи и т. д. по более низ­ким ценам, чем в магазинах, были бы соответствующие условия для торговли. Есть и другая пробле­ма: из 700 магазинов Москвы, тор­гующих продовольствием, получае­мым по линии гуманитарной помо­щи, на нашей территории нет ни од­ного. Предполагаем, что сможем решить и этот вопрос.