Каким станет Центральный парк культуры и отдыха имени Горького. Что в нем нужно оставить, а от чего хотелось бы избавиться раз и навсегда. Как сделать так, чтобы в парк пришли москвичи. В институте архитектуры и дизайна «Стрелка» прошел цикл дискуссий, посвященных прошлому и будущему ЦПКиО им. Горького.

Разговор о том, каким должен быть Центральный парк культуры и отдыха решили сделать открытым. Кроме непосредственных участников процесса реорганизации парка, специалистов и прессы к нему приглашали присоединиться всех москвичей. Москвичей пришло, надо сказать, немного. Впрочем, первый же выступающий, директор парка Сергей Капков, все объяснил. По данным социологического исследования, 87% посетителей ЦПКиО москвичами не являются. Это обычно гости столицы, попавшие в парк случайно или по привычке. Но чаще всего туда едут жители ближнего Подмосковья, целенаправленно, чтобы покататься на аттракционах. Этих аттракционов к началу реорганизации насчитали 115 штук. И все они были «самые большие, длинные, опасные и дорогие в Европе». Стояли хаотично, перекрывая набережную, газоны и проходы. Часть беспокойных развлечений уже вывезли с территории парка, остальные уберут до конца лета.

Всего же из ЦПКиО исчезло около 200 незаконных строений. Восстановлены газоны и даже появились фонари. «Раньше освещения не было, горели только аттракционы,— рассказывает новый директор парка,— по принципу казино, где свет, туда люди и жмутся. А там уж попадают в сети продавцов счастья». Сегодня чистенький и аккуратненький парк, по образному сравнению Капкова, оказался похож на солдатский плац. Важно понять, что с этим делать.

Теперь, по словам директора, «настал исторический момент», требующий вернуть ЦПКиО Москве. Для этого нужно заманить в парк москвичей. И чтобы это были не только десантники в день ВДВ. «Хотя это тоже наш город и наши посетители»,— подчеркнул Капков. Как сделать центральный городской парк «общественным пространством», притягательным для всех поколений и культурных слоев города, руководство решило обсудить с народом.

В народе на дискуссии присутствовал Николай Переслегин, советник руководителя департамента культурного наследия Москвы. Он описал ситуацию с точки зрения статуса «памятника садово-паркового искусства». Если коротко резюмировать его выступление, то, по закону, делать с парком почти ничего нельзя. Переслегин оказался к тому же жителем района, примыкающего к Парку Горького. Как человек, выросший, можно сказать, в парке, он считает, что делать с ним ничего и не надо: «В этом месте все есть, нужно только навести порядок и создать комфорт».

«Николай, ты же архитектор, как ты можешь такое говорить? — пожурил молодого коллегу Евгений Асс, профессор МАРХИ.— Ты предлагаешь просто спреем побрызгать?» С точки зрения профессора, рассуждать о том, что нужно сохранить, а что убрать в парке нелепо, пока нет четкой концепции, что именно хочется сделать из этого места, где сейчас очень много слоев разнообразной «культуры» и «отдыха». Вообще, само определение «Парк культуры и отдыха» — очень специфичное, советское, аутентичное, к тому же эти понятия с 20−30−х годов очень сильно изменились. Да и с новым определением, «общественное пространство», тоже есть проблемы. Не очень понятно, что такое «пространство» и о каком «обществе» идет речь. Это будет зеленый островок, как где-нибудь в Люксембурге, где жители станут пить кофе на травке, лениво наблюдая, как их дети играют в фрисби? Что, в принципе, неплохо. Или же будет упор на «культуру»? В этом смысле, как и большинство других москвичей, Евгений Асс легко обходился без Парка Горького. За всю его жизнь всего несколько ярких «культурных» переживаний были связаны с этим местом: среди них самолет американского шпиона Пауэрса, который выставили в парке в начале 60−х, и чешский пивной ресторан — единственное в то время подобное место в Москве. Тем не менее, по словам архитектора, ЦПКиО обладает целым набором прекрасных ресурсов: архитектура, мифология, инфраструктура, геология, вода.

И, конечно, природа — это настоящий подарок городу, особенно, если рассматривать эту территорию как часть «зеленого веера», который тянется от сквера ЦДХ до Воробьевых гор. Пушкинская набережная парка безупречна, просто лучшая в Москве. Важно обеспечить доступность горожан к этим ресурсам. И это не только бесплатный вход, но и возможность беспрепятственного попадания из города в парк. Например, убрать забор под Крымским мостом — одно из самых грустных мест в Москве.

Что касается архитектурного наследия, которое имеется в Парке, то, как ни странно, архитектор не считает его первостепенным. Беседка Казакова, Ванный домик, Зеленый театр и другие памятники разных эпох, которые сохранились на территории ЦПКиО и Нескучного сада — это прекрасно и пусть они будут. Лишь бы не построили ничего нового. Потому что самое абсурдное, что может произойти сейчас — восстановление, например, павильона «Махорка», который архитектор Мельников соорудил в 1925 году, когда в парке еще располагалась сельскохозяйственная выставка. А такие идеи, надо признать, есть.

С профессором Ассом согласна и Клементина Сесил, член правления московского общества охраны архитектурного наследия MAPS. По ее наблюдениям, идея восстановления памятников в Москве является такой же разрушительной, как их снос. За 15 лет, проведенных в Москве, она бывала в ЦПКиО нечасто. В Нескучном сразу заблудилась. В парке неприятно поразил хаос и общий налет грусти. Призналась, что ее пугают помпезные входные ворота. Зато совсем не раздражает имя пролетарского писателя в названии парка, потому как по-английски это звучит очень приятно: «Горки-парк». И вызывает ассоциации разве только с популярным шпионским романом.

А вот ландшафтный архитектор, многолетний исследователь Парка Горького Елена Семенова-Прозоровская считает, что территория ЦПКиО и особенно Нескучного сада — это великолепный ландшафтный памятник, который требует очень серьезной, тщательной и обдуманной реставрации.

Например, в Нескучном саду, растут 900 деревьев на гектар, при норме в 120. Если этим не заниматься или заниматься неправильно, сад скоро рухнет. А ведь это шедевр паркового искусства, не уступающий хваленому Версалю. Следы былого великолепия можно увидеть и сейчас, все это вполне можно восстановить.

Огромный потенциал и у самого ЦПКиО. Природу можно сделать главной идеей парка, проводить здесь ботанические экскурсии, вернуть зверинец, тенистые беседки, фонтаны, живописные мостики и другие приятные элементы усадебной культуры.

А вот продюсер и хореограф Павел Брюн, который выступал в данном случае в качестве старожила, подчеркивает, что все местные жители первым делом отмечают особую, иррациональную атмосферу этого места. И, будучи человеком искусства, считает, что здесь нужно работать прежде всего с чувственной сферой горожанина. Для начала, хотя бы убрать «Буран» и что-то придумать с Андреевским пешеходным мостом, раз уж убрать его нельзя.

Вопрос из зала вернул присутствующих на землю. «А что вы планируете в ЦПКиО с туалетами?» — смело спросила женщина. Директор Сергей Капков, как оказалось, к вопросу был готов. Оказалось, что в Парке Горького даже туалеты – памятники архитектуры. Руководство парка планирует их отреставрировать и сделать бесплатными. И это надо признать уже огромным шагом в деле налаживания культуры и отдыха.

Текст: Наталья Афанасьева/Infox.ru