Церковь свв. Косьмы и Дамиана в Кадашах  (ул. Б. Полянка, 4)

Всем известная Б. Полянка вплоть до XIX в. именовалась по-иному – Косьмодемьянской. Так же называли и нынешний Малый Каменный мост. И это было вполне естественным – главной местной достопримечательностью долгое время оставался храм Косьмы и Дамиана в Кадашах. Ныне от него не осталось и следа. На месте церковного участка – дом № 4 по Б. Полянке и газон перед ним. Давно забылись старые названия. В 1930-х исчез с лица города Косьмодамианский переулок. Но сохранились фотографии, рисунки, документы, а так­же иконы снесенной церкви. Они хранятся в Третьяковской галерее.

Точная дата основания храма Космы и Дамиана не известна. Предполагают, что он существовал со времен Ивана Грозного, то есть с ХVI в. Деревянное здание не раз горело. В 1656 г. после одного из пожаров церковь была восстановлена в камне. Ее приход составляли жители богатой Кадашевской сло­боды, они могли позволить себе такие затраты. Немалые средства на строи­тельство пожертвовал, в частности, кадашевец Филипп Савельев. Архитектура храма была типична для своего времени: бесстолпный четверик под сомкнутым сводом, декорированный снаружи сложным карнизом, пучками полуколонн и поясом кокошников, венчался луковичным пятиглавием. Главный прес­тол церкви освятили в честь праздника Рождества Богородицы. В алтарных апсидах поместились приделы Николая Чудотворца и Космы и Дамиана. Позднее к храму пристроили каменную трапезную, а рядом поставили колокольню.

Церковь постоянно украшалась. Кадашевцы, тесно связанные с дворцовым хозяйством, имели возможность приглашать лучших царских мастеров. В конце ХVII в. на пожертвования слобожанина купца Кондрата Добрынина был сооружен необыкновенной красоты резной золоченый иконостас в пять ярусов. Иконы для него писали мастера Оружейной палаты. Так, образ св. Иоанна Предтечи с житием выполнил в 1688 г. знаменитый царский изограф Тихон Филатьев. Ико­ностас церкви Космы и Дамиана в Кадашах славился на всю Москву. Смотреть его специально приходил в 1692 г. патриарх Адриан.

В ХVIII в. храм перестраивался. В 1722 г. появился придел Преподобного Сергия Радонежского. Позднее, вероятно в 1730-1740 гг., рядом с церковью возвели новую высокую пятиярусную колокольню в стиле барокко. Она надолго стала украшением панорамы Замоскворечья. Колокольня доминировала над округой. Ее воздушный причудливый силуэт замыкал перспективу Космодамианского переулка, выходившего на Полянку (тогда Космодамианскую) со стороны Кадашевского хамовного (монетного) двора.

В 1782 г. была расширена трапезная, фасады которой приобрели новый облик. Сюда перенесли престол Косьмы и Дамиана. В 1801 г. в церкви крестили П. В. Нащокина, ближайшего друга Пушкина.

В военном 1812-м храм подвергся разорению. Его заняли наполеоновские солдаты. Вот какую картину застал очевидец, осмелившийся заглянуть в Космодамианскую церковь в те дни: «посреди храма пылал костер, вместо дров горели осколки икон, над огнем лежал на камнях железный лист, на котором пекли картофель… В алтаре стояли лошади, на одной из которых вместо попоны была накинута священническая риза, а дру­гая ела овес из купели для крещения младенцев». Не мудрено, что храм силь­но погорел. К счастью, многие ценности удалось эвакуировать до прихода Наполеона.

Возрождался храм не только на средства московских доброхотов. Так, серебряная дарохранительница была приобретена на пожертвования костромско­го дворянства. В то время вся Россия стремилась воздать дань признательно­сти Москве за ее героическое мученичество.

В 1848 г. холодная церковь Косьмодамианского храма была заново расписана академиком А. К. Малаховым. Позднее мастер Орлов соорудил из искусственно­го мрамора один из придельных иконостасов. Ремонт храма производился так­же в 1898-1899 гг.

Главной местной святыней была икона свв. Коьсмы и Дамиана с частицами их мощей. Считалось, что она особенно помогает учащимся и перед экзаменами гимназисты толпами собирались в храме на Полянке.

В советское время церковь действовала до 1930 г., когда была закрыта. Ее признали малоценной в отношении архитектуры и истории и предназначили к сносу. Стараниями Главнауки ряд икон, в том числе образ Иоанна Предтечи кисти Т. Филатьева, а так же 10 образов пророческого чина иконостаса и 11- праотеческого в конце концов очутились в Третьяковской галерее. Резные зо­лоченые конструкции древнего иконостаса Антиквариат Главторга планировал продать за границу. Тогда, в период ускоренной индустриализации, государство остро нуждалось в валюте. Но вмешалось ОГПУ. Оно решило дело быстро и просто: иконостас отвезли на спецзавод, где и сожгли, выплавив из него не­много золота. Музейщикам и реставраторам оставалось лишь слабо протесто­вать вдогонку.

Вскоре начался снос самого храма. Сначала разрушили колокольню, церковные главы и алтарные апсиды. В 1933 г. все было кон­чено. Под снос пошли и соседние дома – Полянку планировалось существенно расширить. Через несколько лет на этом месте по проекту А. Бурова и Б. Блохина был выстроен экспериментальный крупноблочный дом – один из первых в столице. Одновременно те же зодчие возвели и здание по другую сторону ули­цы (№ 3), перекрывшее Космодамианский переулок, который в результате это­го исчез вовсе.

В наши дни в Москве бытует обычай отмечать памятными знаками или часов­нями места разрушенных храмов. Будет справедливо, если нечто подобное появится и в сквере в начале Б. Полянки.

Борис Арсеньев