Сделать город удобным для проживания – такую сверхзадачу сегодня декларируют и московские власти и их оппоненты. Лозунг столь же бесспорный, сколь и банальный.

Великие города не строятся бескрылым прагматизмом. Они всегда воплощают стремления не только к комфорту, но и к высшим идеям и ценностям. Москва, к примеру, примеряла на себя образы и Царствующего града, и Третьего Рима, и Горнего Иерусалима и народного сердца России, и столицы мировой революции и даже образцового коммунистического города… Приливы и отливы истории создают ту культурную почву, на которой только и произрастает цивилизация. Ее плодородие падает, когда этот слой истончается. Люди грубеют, общество варваризируется. Его самосознание гаснет, страна теряет культурную независимость, а с нею, в конце концов, и суверенность.

И процесс этот давно пошел. Оскудение ценнейшего культурного пространства – исторической Москвы – уже мало кем воспринимается как трагедия. Души и сознание варваров слабо воспринимают боль. Не восприимчивы они и к абстрактным идеям. Им куда понятнее низменный комфорт.

Силы защитников старой Москвы и ее разрушителей явно не равны. На стороне первых энтузиазм и сочувствие культурой общественности, за вторыми – власть, деньги и безразличие населения.

Три года назад новая собянинская администрация присягнула было на верность исторической Москве, как до этого не раз присягала команда Лужкова. Но с конца 2010 один лишь район Якиманка потерял уже несколько старинных зданий. Это и дом Хлудовской биржевой артели на Кадашевской набережной, и особняк начала XIX столетия на Б. Якиманке 15, и соседний с ним бывший доходный дом архитектора Кольбе, и переживший пожар 1812 года деревянный особняк Феоктистова на Большой Ордынке 42. Недавно снесли здание более чем полуторовекового возраста в Крымском тупике.

Продолжают медленно, но неуклонно угасать в небрежении признанные памятники культурно-исторического наследия: усадьба Дурасовых на Софийской набережной, родовой дом Третьяковых в 1-м Голутвинском переулке, «Шестигранник» в парке Горького, ванный домик в Нескучном саду… Позором района и столицы остаются заросшие руины усадьбы в Старомонетном переулке 19. Многие здания тихо ветшают стыдливо прикрытые фальшфасадами. Судьба их одна – пожар, снос и в лучшем случае замена муляжами-новоделами.

Памятники не только уничтожаются физически, но и унижаются морально. Храмы Иоанна Воина и Троицы на Шаболовке потерялись среди обступивших их многоэтажных новостроек. Искажен пристройками «дом с башенкой» на Б. Полянке  1\3.  За последние годы исчезли несколько исторических панорам старой Якиманки. На очереди новый «проект века» многофункциональный комплекс на Софийской набережной прямо напротив Кремля.

Попытки противостоять стихии разрушения сродни плаванию против течения. Лишь с большим трудом общественности удалось отстоять Кадаши. Но они до сих пор под домокловым мечом. Второй десяток лет идет вялотекущая реставрация Дворца творчества детей и молодежи на Полянке. Правда, приведены в порядок летний домик в Нескучном саду, фонтан в розарии Парк Горького, ремонтируются фасады нескольких старых домов, Софийской колокольни, Кокоревского подворья, на большее, говорят, не хватает средств. Еще бы, ведь это не ее величество плитка, на которую ничего не жалко.

P.S. Похоже, понимание сущностного значения культурно-исторического наследия уже потеряно. Но неужели всем не очевидна материальная выгода. Ведь туристическая привлекательность столицы и ее престиж в мире сулят миллиарды…

Борис Арсеньев, Yakimanka.ru