21 мая этого года мэр Москвы подписал Постановление № 320-ПП «Об утверждении проекта планировки территории кварталов № 360, 361 района Якиманка города Москвы». Пункт 6.1 под названием «Перечень заменяемой нежилой застройки (предлагаемой к сносу)» содержит в общей сложности 36 адресов – это практически все постройки «Красного Октября», всего 85200 кв.м.

В перечень не входят только три здания, имеющие статус объектов культурного наследия: Московский императорский яхт-клуб (1893, арх. К. Трейман) и два цеха паровой фабрики шоколада, конфет и чайных изделий товарищества «Эйнем» (1890-е, арх. Ф. Роде, 1906-1911, арх. А. Калмыков).

OstrovZimoy-MHrustalevaW

Долгая история реинкарнации «Красного Октября» знала и другие подходы. В 2006 году Двадцатая мастерская Моспроекта-2 под руководством ныне покойной Елены Никулиной разработала историко-культурное обоснование регенерации территории фабрики, из которого следовало, что архитектурной ценностью обладают не три, а больше десятка зданий.

Руководивший проектом в то время Артем Чернов эту идею поддерживал, подчеркивая, что сохранение промышленных корпусов – «часть нашей культуры, сохранение которой оправдывает многие затраты и позволяет сберечь особый шарм подлинности, который невозможно заменить современными решениями».

В результате проведенного «Гута-Девелопмент» закрытого конкурса в 2007 году появились проекты приспособления старых и строительства новых зданий, «розданных» ярким архитекторам со всего мира: Ateliers Jean Nouvel, бюро Жан-Мишеля Вильмотта, MacAdam Architects, Jan Stormer and partners GmbH Willen, Associates Architecten, «Пошвыкин групп» и «Проект-Меганом». «Красный Октябрь» мог бы обогатиться коллекцией современной архитектуры высокого класса. Этого не произошло.

Кризис поставил крест на многих девелоперских проектах. «Гуте-Деволопмент» тоже пришлось заморозить активные действия. Тем более, что согласование проекта все время откладывалось, проект не нравился мэру Лужкову. В качестве временной меры здания фабрики были сданы в аренду, и это повлияло на «Красный Октябрь» не меньше, чем могла бы повлиять реконструкция. Это место стало живым. Обитаемый остров в центре Москвы стал еще одним местом силы.

В январе 2012 года в газете «Московский Комсомолец» появилась заметка о том, что на «Красном Октябре» в скором времени будет построено 25,5 тысяч кв.м жилья, а всего – до 150 тысяч кв.м. новой недвижимости. Основанием для статьи стало решение ГЗК (Градостроительно-земельной комиссии) об утверждении ГПЗУ (Градостроительного плана земельного участка) для кварталов 360 и 361, принятое в самом конце 2010 года. ГПЗУ еще не является директивой к строительству, ограничивая только верхнюю планку. До выхода на площадку должно было пройти еще несколько стадий утверждения самого проекта.

Тем не менее, заметка в МК вызвала шквал возмущенных публикаций, телесюжетов и публичных дискуссий. Ксения Собчак сделала один из первых шагов в роли гражданской активистки, опубликовав в ЖЖ открытое письмо мэру Собянину и главе «Гуты-Девелопмент» Артему Кузнецову: «Я призываю Вас открыто и честно обсудить с москвичами перспективы развития одного из самых красивых мест в самом центре столицы и рассмотреть проекты общественно-культурного развития, а не застройки элитным жильем, которого в центре Москвы и так не мало». А Андрей Лошак написал в Фейсбуке: «Давайте не будем на этот раз молчать. «Красный Октябрь» должен стать нашим Сталинградом. Или Московской битвой. Отступать дальше правда некуда».

Несмотря на накал страстей, заявления и дискуссии бурлили не больше месяца. Руководство «Гуты» давало комментарии прессе и участвовало в дискуссиях на Стрелке, повторяя одно: ну чего вы переполошились? У нас нет еще проекта, он не готов, не представлен мэрии, не вынесен на общественные слушания, нам нечего пока обсуждать. Мы работаем и дадим знать, когда что-то появится.

Майское постановление об утверждении проекта планировки кварталов – тоже еще не проект застройки. Тем не менее, это следующий, и уже гораздо более решительный шаг. Проект планировки допускает строительство 127600 кв.м. новой недвижимости – это две трети от общего объема того, что существует сейчас.

Как ни странно, это постановление прошло совершенно не замеченным экспертами и прессой. Больше того, и арендаторы «Красного Октября» продолжают жить в счастливом неведении относительно своей ближайшей судьбы. Как же понимать постановление? Как прямую рекомендацию: сносить и строить? Или как максимально допустимые рамки строительства и сноса?

«Ситибум» спросил об этом голландского архитектора Эрика ван Эгераата, с 2006 года консультирующего руководство «Гуты-Девелопмент». Его ответ можно свести к краткой формуле: долг девелопера и архитектора – повышать ценность места, в том числе, внедряя в историческую ткань города элементы новой, очень качественной архитектуры. Но процесс этот должен происходить очень медленно, без резких движений, опираясь на идентичность района и память места, и использовать все мало-мальски ценные существующие элементы. Хочется верить, что у Эрика есть возможность контролировать этот процесс.

Источник: Йополис, Марина Хрусталёва, фото автора