Если бы не праздники, опустошившие московские улицы, то автомобилистам в этот день пришлось бы непросто – одна из центральных столичных улиц, Малая Дмитровка, была с самого утра перегорожена милицией. В «Ленкоме» проходила панихида по скончавшемуся 3 января артисту Александру Гавриловичу Абдулову. В последние несколько месяцев на имя Абдулова поступали миллионы писем с пожеланиями скорейшего выздоровления. Количество людей, несмотря на мороз, пришедших проститься с актером, вызывало удивление и уважение.
Почти все собравшиеся принесли с собой цветы.
Начало панихиды было заявлено на половину одиннадцатого утра, однако некоторые пришли сюда еще раньше – занять очередь. В результате к обозначенному в регламенте моменту очередь «змейкой» выстроилась вдоль самого театра, служебных автобусов и нескольких ближайших домов. В это время в храме Пресвятой Богородицы в Путинках (восстановленном по инициативе Абдулова) проходило отпевание, на которое пустили только родных и близких.
Около 11 часов милиция выстроила очередь в одну колонну, протянувшуюся до самого Успенского переулка и увеличивавшуюся с каждой минутой, и начала постепенно запускать людей в театр. В среднем, для того, чтобы проститься с любимым артистом, требовалось провести на почти забытом москвичами морозе около двух часов. Поклонники артиста стойко переносили холод, пританцовывая, притоптывая и стараясь сберечь стремительно замерзающие цветы.
На сцене «Ленкома» был выставлен гроб с телом артиста, который охранял почетный караул.
Над гробом висел портрет Абдулова без траурного «уголка». Сцена была разделена на две неравные части: слева находились скорбящие коллеги и друзья артиста – Олег Янковский, Андрей Макаревич, Александр Иншаков, Сергей Соловьев, Марк Захаров, Леонид Ярмольник и другие. Справа, отделенный красной лентой, стоял гроб, к подножию которого постоянно ложились все новые цветы от поклонников актера. На протяжении всей панихиды, в зале звучали «Аве Мария», тема из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» и «Ты меня никогда не забудешь» и «Белый шиповник» из «Юноны и авось».
Друзья актера время от времени выходили к микрофону, чтобы вспомнить о том, кем был для них Абдулов. «Наш дом так осиротел за последние годы, что и слов нет, и слез, а когда дети уходят, то вообще рвется логика, – сказал Олег Янковский. - Я не оговорился, потому что он ушел от нас ребенком. Его первая роль была на этой сцене, здесь он формировался, окреп, делал глупости и делал прекрасное». Художественный руководитель «Ленкома» Марк Захаров сказал, что воздействие, которое оказывал Абдулов на публику доступно только большому артисту, а Инна Чурикова назвала его «сердцем театра».
Александр Збруев вспомнил, как они в конце сентября прошлого года отмечали 80-летний юбилей «Ленкома», и Абдулов говорил, что нужно перекрыть улицу, поставить на ней трибуны, чтобы пришло как можно больше людей.
«Сегодня ты сделал это - перегородил улицу, и тысячи людей идут проститься с тобой», - сказал Збруев.
После панихиды, гроб с телом актера под аккомпанемент военного оркестра был вынесен из театра и отвезен на Ваганьковское кладбище. Александр Абдулов был похоронен около четырех часов дня. Церемония похорон актера завершилась залпами артиллерийского салюта.
Ярослав Забалуев, Газета.ру, фото ИТАР-ТАСС