Новый оборот принял самый громкий шпионский скандал последнего времени во взаимоотношениях США и России. Как сообщили чиновники американской администрации, Барак Обама одобрил решение об обмене арестованных в США россиян еще за полторы недели до их задержания. При этом среди возможных вариантов американской стороной рассматривалась и выдача Россией лиц, осужденных "по обвинению, не связанному со шпионажем", однако американские спецслужбы наложили вето на эту идею. Между тем из самих участников обмена пока дал о себе знать только российский ученый Игорь Сутягин, находящийся в Британии. Дети высланных из США россиян также покинули эту страну.

Сенсационные новости о самом громком за последние годы "шпионском обмене" стали появляться в США поздним вечером в минувшую пятницу. Сначала телекомпания CBS в выпуске вечерних новостей осторожно намекнула, что прошедшая операция по задержанию агентов российской разведки готовилась не один месяц, а решение об их обмене было принято заранее "на самом высоком уровне". А еще через час стало известно, что Белый дом решил провести закрытый брифинг для нескольких журналистов из президентского пула и раскрыть некоторые детали подготовки громкого скандала.

Высокопоставленный сотрудник администрации США признал, что президент Барак Обама лично одобрил решение об обмене "группы российских шпионов-нелегалов" еще 11 июня, за три недели до их ареста. Как выяснилось, первую информацию о том, что на территории США действует группа российских разведчиков-нелегалов, представители ЦРУ, ФБР и министерства юстиции США передали в Белый дом еще в начале февраля 2010 года. "Именно к этому моменту сотрудники спецслужб пришли к выводу, что аресты неминуемы",— уточнил чиновник, имя которого не разглашается. После этого новая информация о деятельности "группы нелегалов" передавалась в администрацию президента раз в месяц. "Сведения, собранные за десять лет наблюдения за группой агентов, позволяли получить официальную санкцию на арест немедленно,— заметил представитель Белого дома,— но нам пришлось учитывать и политическую составляющую дела". 24 июня Барак Обама должен был принимать в Вашингтоне Дмитрия Медведева, приезжающего с первым официальным визитом.

По просьбе министерства юстиции прокуратура Южного округа Манхэттена, все эти годы подшивавшая материалы наблюдения в тома уголовного дела, подготовила 37-страничный доклад о деятельности "группы нелегалов", ставший основой обвинительного заключения. Согласно существующей в США практике, такое заключение прокуратура начинает готовить с первого дня после возбуждения уголовного дела, регулярно обновляя информацию. "Предъявляя подобный документ, мы сразу показываем и подозреваемым, и российской стороне, что располагаем неопровержимыми доказательствами: мы следили за вами много лет, мы обыскали ваши дома и прослушали ваши телефоны",— заявил по этому поводу помощник генпрокурора США Дэвид Крис.

11 июня во время совещания в Овальном кабинете Белого дома обвинительное заключение манхэттенской прокуратуры было передано президенту США. Как пояснил представитель администрации, все участники встречи согласились, что проведение арестов перед приездом президента России вызовет "небывалый политический скандал". Тем не менее Барак Обама "был проинформирован о запланированных арестах, о том, какую реакцию они могут вызвать, и о предложениях спецслужб по дальнейшему развитию этого уголовного дела".

Сотрудник Белого дома не стал уточнять, когда именно в администрации президента США одобрили идею проведения "шпионского обмена", ограничившись замечанием, что "эта тема обсуждалась еще до того, как были проведены аресты". Тем не менее уже 18 июня на заседание совета по национальной безопасности президенту США был передан список российских граждан, отбывающих наказание по обвинению в шпионаже в пользу западных разведок. Список совместно готовили представители ЦРУ и госдепартамента США.

Представитель Белого дома подтвердил, что вначале ведомства обсуждали вероятность выдачи граждан России, находящихся в тюрьме "по обвинениям, не связанным со шпионажем". О ком именно могла идти речь, в администрации президента США не уточнили, но американские спецслужбы почти сразу отвергли эту идею, несмотря на то что "количество людей, осужденных за связь с западными разведками в России, оказалось удивительно небольшим".

Право определить время и место проведения арестов было предоставлено ФБР. Представитель Белого дома заявил, что задержание агентов 27 июня никак не связано с тем, что накануне президент Дмитрий Медведев покинул Вашингтон. "Это просто совпадение",— сказал он. По информации ФБР, сразу несколько подозреваемых в ближайшее время собирались покинуть США, а один из них забронировал билет на рейс, вылетающий из Нью-Йорка вечером 27 июня.

Представитель администрации заявил, что никто в Белом доме не знал, какой будет реакция российской стороны. Утром 29 июня МИД России потребовал официальных объяснений от американских властей. Как утверждает представитель Белого дома, в тот же день директор ЦРУ Леон Панетта связался с руководителем Службы внешней разведки (СВР) Михаилом Фрадковым и передал ему материалы обвинительного заключения. Уже через несколько часов МИД России выпустил официальное заявление, признав задержанных "российскими гражданами, в разное время оказавшимися на территории США".

30 июня состоялся еще один разговор между руководителями ЦРУ и СВР, а заместитель госсекретаря США Уильям Бернс передал предложения американской стороны послу России в Вашингтоне Сергею Кисляку. Как заметил представитель Белого дома, окончательная договоренность об обмене была достигнута 3 июля. Одновременно Москва приняла на себя обязательство не настаивать на ответной высылке "американцев, работающих в России".

Американский чиновник также сообщил, что еще несколько дней ушло на то, чтобы уговорить на обмен самих его фигурантов. По его словам, Игорь Сутягин до последнего момента не соглашался признать свою вину, несмотря на то что российские власти сделали это признание обязательным условием освобождения. Не сразу удалось добиться признательных показаний и от задержанных в США. Как уточнил представитель американской администрации, "их учили работать под прикрытием и даже в случае ареста не признавать, что они являются гражданами России". Но после появления официального заявления МИД РФ о встрече с арестованными попросили представители российских дипломатических миссий в Нью-Йорке и Вашингтоне. Правда, во время этих бесед, по словам американских представителей, задержанных в основном интересовало, как сложится их судьба в России. Как подтвердил представитель администрации, из "нелегалов" уговаривать пришлось только уроженку Перу Вики Пелаез. "У нее все время возникали вопросы: что будет со мной, где будут жить мои дети, где я смогу с ними встретиться?" — рассказал "Ъ" ее адвокат Джон Родригез. Как стало известно в суде, представители российского консульства пообещали госпоже Пелаез, что готовы гарантировать ей бесплатное жилье в России, право выезда в любую страну по ее выбору и пожизненную "стипендию" в размере $2 тыс. В итоге Вики Пелаез подписала все необходимые документы за несколько часов до начала судебного заседания. Условия возвращения на родину всех остальных участников "нелегальной шпионской сети" не обсуждались.

Уже вечером в пятницу самолет МЧС России доставил в Москву десятерых участников шпионского скандала. Еще один из членов "группы нелегалов", известный под именем Роберт Метсос, до сих пор находится в розыске. Американский самолет компании Vision Airlines, обычно используемой ЦРУ для выполнения секретных заданий, сначала доставил в Лондон Игоря Сутягина и Сергея Скрипаля. Александр Запорожский и Геннадий Василенко вечером в пятницу прилетели в аэропорт Даллас в Вашингтоне.

Американские официальные лица пока отказываются отвечать, как будет устроена жизнь четырех осужденных, высланных из России. Официальный представитель госдепартамента Марк Тонер заявил, что "если они захотят, то сами расскажут свою историю". Между тем пока только Игорь Сутягин позвонил своим родным. Как сообщил "Ъ" его брат Дмитрий, "Игорь успел лишь сказать, что находится в британской гостинице и, похоже, до конца выходных ничего нового в его судьбе не произойдет". Бывший сотрудник ЦРУ Милтон Бирден предположил в беседе с "Ъ", что участники шпионского обмена в ближайшее время вряд ли будут общаться с прессой. "Обычно в таких случаях с ними несколько дней, а иногда и недель работают спецслужбы, так что самостоятельно они не могут даже купить себе кофе",— считает он. Тем не менее, по его мнению, господам Запорожскому и Василенко будет несложно привыкнуть к жизни в США. "У Запорожского есть дом под Балтимором, где уже давно живет его семья, а у Геннадия Василенко был довольно успешный опыт ведения бизнеса в Америке",— пояснил экс-разведчик. По данным американца, после ухода на пенсию господин Василенко занимался совместными проектами с бывшим сотрудником ЦРУ Джеком Платтом. Как уточнил господин Бирден, российский отставник даже успел поработать с мировыми звездами. "Он помог мне и Роберту Де Ниро, когда мы готовились к съемкам фильма Good Shepherd в Москве. Василенко, кстати, тогда даже попробовали на одну из ролей",— заверил господин Бирден.

Американские официальные лица еще в пятницу заявили, что почти все дети осужденных агентов уже покинули США. В стране решили остаться только двое сыновей Вики Пелаез и Михаила Васенкова, почти 30 лет жившего под именем Хуан Лазаро. МИД Перу, напомним, подтвердил, что считает госпожу Пелаез гражданкой этого государства. А о том, что она не намерена долго задерживаться в России, подтвердил "Ъ" и ее адвокат Джон Родригез.

Источник: "Коммерсантъ", Кирилл Белянинов, Нью-Йорк