Минувшая зима стала последней для двух старинных якиманских домов. Они исчезли с исторической панорамы района, которую скромно украшали более полутора веков.

Наш сайт уже сообщал о гибели особняка на Б. Якиманке, 15. Исчезновение здания давно спрятанного от посторонних глаз за высокой рекламной стенкой мало кто заметил. А вот снос дома № 10 на Кадашевской набережной свершился на виду у всей столицы. Он стал очередным актом разрушения удивительного уголка старого города.

Кадашевская набережная вплоть до 1990-х годов являла собой сохранившийся чудом целостный градостроительный ансамбль XVII-XIX веков, которым Москва могла гордиться, и который обязана была сберечь. Здесь двух-, трехэтажные дома, основу большинства из которых составляли древние палаты, словно срослись в единую «сплошную фасаду», увенчанную парящими над ней главами и колокольнями красивейших храмов. Комплекс сильно обветшал и нуждался в тщательной реставрации. Вместо этого его стали рушить.

В лужковское время снесли целый ряд подлинных строений, заменив новоделом и разного рода стилизациями под старину. Здесь угнездились конторы, банки, представительства, гостиницы. Повальное и неудержимое стремление застолбиться в престижном месте, пусть даже на пепелище его истории, разделила и Государственная Третьяковская галерея, призванная оберегать культурное наследие. Она за десятилетие не озаботилась приведением в порядок родового дома ее основателя П.М. Третьякова в 1-м Голутвинском переулке, а на Кадашевской набережной повела наступление на историческую застройку.

Бесспорно, галерее нужно расширяться, выходить к Водоотводному каналу, но разве не было возможности вписать дома-старожилы в запроектированный комплекс третьей очереди ГТГ. Тем не менее, его решили возводить с чистого листа. Сначала снесли дом 12 по Кадашевской набережной на углу с Лаврушинским переулком.

Фасад соседнего дома № 10 по первому варианту проекта предполагалось сохранить,включив в новый ансамбль. Этот дом с надворными постройками середины XIX века, принадлежавший некогда Хлудовской биржевой артели, возможно, таил в се6е более ранние фрагменты. С марта 2009 года он имел статус объекта историко-градостроительной среды. Однако, в конце концов, возобладало проектное решение, по которому дом обрекался на снос. Оно вызвало протест общественности. Отстаивать памятник взялся Архнадзор. Известные специалисты В.А. Виноградов, И.И. Кроленко, И.К. Русакомский дали заключение на предмет причисления его к объектам культурного наследия. Но в феврале 2010 года Москомнаследие вернуло заявку без рассмотрения.

Со сменой столичного руководства у ревнителей истории появились надежды на благоприятный исход. Увы, 16 декабря 2010 г. ФГУП «Третьяковская галерея» получила-таки разрешение ОАТИ на снос здания. На следующий день на Кадашевской набережной уже высилась груда битого кирпича.

Москва лишилась еще одного свидетеля своей истории, но что еще хуже, должного общественного резонанса это не вызвало. Притерпелись? А может быть дело еще и в другом: случись такое при Лужкове мощные федеральные СМИ, наверное, зашумели бы, не упустив возможности припечатать зарвавшегося градоначальника. Сейчас — тишина, потому как федеральная и московская власть теперь едины и неразделимы. Монополия.

Сумеют ли защитники старой Москвы и чиновники найти общий язык, покажет время. Пока же поводы для тревоги еще остаются. В нашем районе один из таких адресов старый дом на Б. Якиманке, 15, по тому же адресу, что и снесенный недавно особняк. Все говорило, что дни его дни сочтены. Но вдруг в СМИ появилось заявление официального представителя Департамента культурного наследия Москвы Николая Переслегина о том, что «Разрешение на снос строения по адресу ул. Б. Якиманка, д.15/20, стр.1, Департаментом не выдавалось и не рассматривалось, в связи с чем о демонтаже данного здания не может быть речи». Он также подчеркнул, что хотя здание по адресу ул. Большая Якиманка, 15/20 строение 1 и не является объектом культурного наследия, однако в то же время оно представляет своеобразный и редкий образец средовой застройки Москвы, которая и является градостроительной тканью исторического города.

Ну что ж, остается надеяться, что правильные слова не разойдутся с делом.

Борис Арсеньев, Якиманка.ру