«Экономические итоги медведевской эпохи: мечты и звуки». Под таким названием  прошел круглый стол независимых экономистов, которые попытались составить список достижений и провалов четырехлетки Медведева–Путина. Похвастаться особенно нечем. Инновации и модернизация остались невоплощенными мечтами. Разговоры о создании международного финансового центра похожи на пустой звук. Коррупция оказалась неизлечимой болезнью. Несырьевой сектор по-прежнему страдает дистрофией, а сырьевой достиг предела возможностей. Cкоро в стране наступит новый 91-й год, т.е. период экономического тупика и вакуума идей, когда реформы станут жизненно необходимы, но у элит не будет даже самого общего плана действий.

Основываясь на данных Росстата, специалисты компании ФБК провели расчет основных макроэкономических показателей РФ за четыре года правления тандема. С 2008 по 2011 год прирост ВВП РФ составил лишь 5,5%. Т.е. среднегодовой прирост ВВП колебался на уровне 1,3%. Для сравнения: с 2000 по 2007 г. ежегодный прирост ВВП в среднем превышал 7%. Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев предлагает сравнить Россию с  партнерами по БРИКС – Бразилия, Индия, Китай и ЮАР. По экономическому росту она здесь аутсайдер. Китай показал за 2008–2011 годы прирост ВВП на 44,2%, Индия – на 34,1%, Бразилия – на 15,6%, ЮАР – на 8%. Не лучшие позиции у России и на постсоветском пространстве. Среди 11 стран СНГ РФ занимает 9-е место, обогнав лишь Армению и Украину.

Медведев – замечают экономисты – получил в наследство от предыдущего президента страну, попавшую в глубокую колею, для которой характерны сырьевая зависимость, коррупционный произвол и государственное давление на экономику. Власти провозглашали реформы. Но некоторые из них оказались пустым звуком.

Достаточно вспомнить, какие задачи ставил перед страной Медведев в своих предвыборных инициативах и президентских Посланиях Федеральному собранию. Страна реализовывала приоритетные национальные проекты по кардинальному улучшению здравоохранения, образования, жилищной сферы, агропрома. Президент провозглашал беспощадную борьбу с коррупцией. Говорил о создании международного финансового центра, а также центра исследований и разработок («Сколково»), о стимулировании инвестиций в инфраструктуру, об энергоэффективности, об оптимизации госсектора и т.д. Лучше всего из заявленных задач у властей получилось повысить пенсии, хотя «об этом достижении в течение ближайших лет мы еще не раз вспомним», заметил Николаев. Решение остальных задач, по мнению эксперта, можно оценить в целом как неудовлетворительное.

Многие госпроекты носили сугубо конъюнктурный характер, указывают экономисты.  Хрестоматийный пример конъюнктурности – официальный сайт нацпроектов, который последний раз обновлялся в 2009 г. Другой пример – неясные перспективы «Сколково». «К началу 2012 года достигнуты «организационно-строительные успехи» в создании центра иннноваций», – заключает ФБК. А что будет с проектом в будущем – не знает, похоже, никто.  Другой пример – инициатива властей по выведению из состава директоров госкомпаний министров и замминистров. «И кто заменил ушедших министров и их замов? Начальники департаментов, ветераны спецслужб, причем не только российских, и еще какие-то люди, о которых вообще невозможно что-либо сказать», – отмечает главный аналитик компании «МК-аналитика» Олег Буклемишев.

Экс-глава Центробанка, ныне председатель наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин указал на отсутствие четких программ действий, в которых были бы прописаны конкретные шаги. Есть стратегии и сценарии, но когда дело доходит до реализации – начинаются проблемы. Дубинин привел в пример ситуацию с иностранными инвестициями. Все хотят их привлечь, но странно ожидать от иностранцев заинтересованности в российском рынке, когда ее нет даже у российских инвесторов, уходящих в офшоры. Это уже не экономическая проблема, а политическая, и она требует политических решений – повышения прозрачности, обеспечения юридических, социальных и политических гарантий частной собственности. О полной дезориентации в экономическом блоке правительства говорит и советник Института современного развития Никита Масленников: «Буквально через несколько месяцев мы можем оказаться в ситуации 91-го года. Не с точки зрения экономической разрухи и коллапса, а с точки зрения того, что надо будет наконец-то делать реформы, но как, почему и кто их должен делать – всем до сих пор непонятно».


Исполнительный директор Центра развития Наталья Акиндинова рассказала о растущей зависимости населения и экономики от бюджетных источников. «Если в 2006–2007 годах около 20% доходов населения составляли выплаты из бюджета в виде пенсий, пособий, зарплат бюджетников, то в кризис их доля выросла уже до 30%. Тенденция роста сохраняется и сейчас. Растет доля людей, занятых в госкорпорациях, в компаниях, которые обеспечивают госзакупки», – поясняет Акиндинова. В частном секторе также усиливается зависимость от бюджета. Во время кризиса предприятия стали ориентироваться на тесное сотрудничество с государством. Выросла доля субсидий предприятиям. И эта зависимость до сих пор никуда не делась. Итог – растущая монополизация. Низкой эффективностью начинает характеризоваться уже не только госсектор, но и рыночные предприятия.

Источник: Независимая газета ,  Анастасия Башкатова (публикуется с незначительными сокращениями)