Директор Гидрометцентра Роман Вильфанд подвел итоги уходящего года и рассказал о том, какая погода ждет всех в 2014 году.

— Я понимаю, все от вас требуют хорошей новогодней погоды. Но мы начнем все же с итогов года уходящего. Не возражаете?

— Несколько рановато, конечно. Полные метеорологические итоги календарного 2013 года будут обнародованы только в феврале-марте 2014-го. Так что выдаю читателям «МН», можно сказать, разведданные. По среднегодовой температуре в Северном полушарии этот уходящий год войдет в пятерку самых теплых лет за всю историю наблюдений. Сегодня он на 3—4-м месте. Думаю, до Нового года ситуация не изменится.

— А какой год по температуре на первом месте?

— Рекордсменом был 2010 год. На втором месте 2005-й. Если же брать результаты только по России, то 2013-й окажется на 8-м месте. В российском списке рекордсменом является 2007 год, на втором месте 1995-й. 

— Давайте еще сузим границы наблюдений. Как выглядят достижения московской погоды?

— В истории наблюдений в Москве самым теплым годом был 2008-й. 

— Скажите для успокоения граждан: такие теплые годы случались, к примеру, в XIX веке?

— Повторяемость очень теплых лет приходится на последнее двадцатилетие. Но и в начале ХХ, и в конце ХIХ века аномально теплые годы тоже бывали.

— А в чередовании теплых и холодных лет какая-то логика прослеживается? Волны, например?

— Волн не наблюдается. Увы. Кривая ползет вверх.

— Поговорим теперь об опасных погодных явлениях в 2013 году.

— В России до 20 декабря общее число опасных погодных явлений составило 952. Из них значительный ущерб нанесли 452, почти каждое второе.

В январе погода останется очень неустойчивой, с большими температурными перепадами

— А что вы относите к опасным явлениям?

— Сильный ветер, шквалистые усиления до 30 метров в секунду, экстремальные осадки, гидрологические неприятности — паводки, половодья, снижение уровня рек. 

— Можете ли вы назвать несколько погодных явлений, которые в 2013 году потрясли весь мир?

— Во-первых, тайфун на Филиппинах. Катастрофическое наводнение в Приморье — правда, оно было вовремя и подробно предсказано, так что жертв удалось избежать. Недавние осенние циклоны, которые буквально парализовали Северную Европу. Опасной была летом обстановка в США — тайфуны на Восточном побережье и торнадо на Западе. И, пожалуй, июньское наводнение в Западной Европе. Но должен сказать, что бывали годы гораздо хуже.

— Насколько точна была в прогнозах ваша служба?

— Есть очень наглядный показатель: из 452 опасных явлений, нанесших ущерб, мы не смогли предсказать 38.

— Это много или мало?

— Это в границах наших научных возможностей. Работать точнее мы пока не можем. После каждого неоправдавшегося прогноза проходит обсуждение: можно ли было предсказать то или иное опасное явление. И пока, к сожалению, область неопределенности остается.

— Ваш прогноз на новогоднюю ночь?

— Он довольно унылый. Давление чуть выше нормы. Это значит, что температура на высоте полутора километров будет на 5—6 градусов выше, чем у поверхности земли.

— Опять ледяной дождь, что ли?

— Нет, мы в зоне антициклона, значительных осадков не прогнозируем. Температура около нулевой отметки — ночью чуть ниже, до минус трех, днем чуть выше. Существенно уменьшилась высота снежного покрова в Подмосковье, до 8—10 см. А ведь казалось, снег уже хорошо улегся. В последний день года, возможно, выпадет очень небольшой снежок. Немного радости добавит солнце — оно не будет закрыто плотными облаками. В общем, Новый год получается такой западноевропейский. Причем не только в европейской, но и в азиатской части России — Урал, Западная Сибирь, Красноярский край били все рекорды по теплу. 

— Можно ли слегка заглянуть за старый Новый год? Какими, по вашим предположениям, будут февраль и март в центре России?

— В январе погода останется очень неустойчивой, с большими температурными перепадами, такими же, как в первой половине декабря. В феврале температура будет близка к обычным значениям, то есть он будет заметно холоднее прошлогоднего. А март в европейской части России ожидается более теплым и менее снежным, чем в прошлом году.  

Источник: «Московские новости», Борис Пастернак