Выборы выиграны, а что дальше? Этим вопросом задаются сейчас многие герои недавнего протестного голосования. Надо оправдывать аванс доверия, выданный избирателями в пику властям предержащим. Помочь новичкам муниципальных собраний сориентироваться в обстановке взялись общественные организации «Круглый стол 12 декабря», «Совет муниципальных депутатов» и «Фонд Фридриха Наумана», которые провели на прошлой неделе семинар на тему «Каким быть местному самоуправлению в Москве и Подмосковье».

Среди нескольких десятков районных депутатов был и один якиманский - Валерий Филиппов. В семинаре приняли участие также ученые, активисты-общественники, журналисты. Собравшихся напутствовал известный оппозиционный политик экс-премьер России Михаил Касьянов. По его словам, хотя в столице местное самоуправление «затоптано», избрание 20-30 процентов районных депутатов, независимых от Кремля и ЕДРа, «разбавляет унылую и безрадостную муниципальную жизнь». Создается плацдарм демократических сил для выборных баталий за мэрию и Мосгордуму. Резкой критике подверг «безалаберный и проституированный» городской парламент и бесправную систему местного самоуправления другой видный оппозиционер - Николай Травкин.

Впрочем, политический драйв лишь изредка прорывался в ходе дискуссии. Она носила больше академический или, лучше сказать, научно-практический характер. Достаточно перечислить названия докладов: «Местное самоуправление в Москве и Московской области», «Проблемы московской агломерации и пути их решения», «Управление многоквартирными домами и контроль управляющих компаний»… Докладчиками выступали ведущие эксперты Института экономики города Л. Рогозина, Р. Попов, Д. Гордеев.

Семинар выявил разные точки зрения, но все сошлись на том, что местное самоуправление в Москве ущербно даже по сравнению с Подмосковьем. Столичные районные депутаты имеют всего 15 полномочий, а их областные коллеги - 46! Предлагалось поднять местное самоуправление на уровень округов, наделить б’ольшими правами, в том числе в сфере благоустройства и развития территории, поставить под его контроль управы и префектуры. К переменам подталкивает и расширение Москвы за счет области. Высказывалось мнение, что это шаг по пути экстенсивного развития в сторону от создания полноценной столичной агломерации. Но он может стимулировать новые нестандартные решения в реформировании системы самоуправления.

Контрапунктом этому прозвучало предостережение экспертов от излишнего вмешательства муниципалитетов в сферу ЖКХ. Здесь приоритет отдается собственникам. Создаваемые сейчас советы многоквартирных домов способны стать школами демократии и возродить, дискредитированную неуклюжими действиями властей, идею ТСЖ. Дело муниципалитетов - лишь содействовать процессу.

Внятных и определенных ответов, каким быть местному самоуправлению семинар не дал. Но продемонстрировал решительный настрой депутатов вырваться из навязанной сверху парадигмы.

Борис Арсеньев, Yakimanka.ru