Хор храма Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее известен далеко за пределами Москвы. Обладатель наград престижных международных и отечественных конкурсов этот музыкальный коллектив ведет не только концертную и просветительскую деятельность, но также постоянно участвует в богослужениях. Об уникальных солистах, о своем понимании современной духовной музыки рассказал регент хора, заслуженный артист России А. А. ПУЗАКОВ.

– Алексей Александрович, творческий путь вы начали в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке. Наверняка осталось немало приятных воспоминаний о том времени?
– Действительно, во многом мой творческий и жизненный путь связан с Якиманкой. В Скорбященский храм я впервые попал в 16 лет. Тогда здесь существовал знаменитый хор под управлением замечательного регента Николая Васильевича Матвеева. В 1982 году на службу Великого четверга меня привел туда отец. Признаюсь, шел в церковь без особого желания, ведь я даже не был крещен. Но особенные службы Страстной недели, совершаемые лишь один раз в год, покорили мое сердце. Уже на следующий день мне захотелось вновь вернуться туда. Я стал часто посещать храм и через некоторое время принял крещение. А приобщиться к хоровой музыке помог случай. Во время одного из праздников толпа буквально вытолкнула меня ближе к хору. Кто-то предложил: «Подпевай». Я с радостью согласился. Позже я уже был чтецом и стал регентом второго хора. Кстати, некоторое время я жил в Старомонетном переулке и прекрасно знаю Якиманку.

– Дальнейшая профессиональная карьера также была связана с нашим районом?
– За исключением пяти лет (1989-1994 гг.), когда регентствовал в Вильнюсе, я руководил хорами московских храмов. Лишь после этого связал свою деятельность с храмом-музеем в Толмачах. Работать и петь в нем я мечтал, когда он еще был закрыт и представлял собой жалкое зрелище. Тогда даже не верилось, что церковь удастся восстановить. Как бы то ни было, здесь я тружусь уже 14 лет.

– Часто можно слышать о том, что исполнение духовной музыки в церквях мешает молитве. В храме Святителя Николая в Толмачах поется рахманиновская «Всенощная», ежегодно звучит «Литургия» Чайковского. Совместимо ли это с богослужением?
– Лично для меня в этом вопросе нет четкой границы. Ведь духовность присутствует не только в церкви. Духовная музыка писалась, прежде всего, как молитва, поэтому если ее исполнять с таким же чувством как церковную службу, препятствий для ее понимания быть не должно. Кстати, в богослужении Великого Четверга мы исполнили «Тайную вечерю» и «Предательство Иуды» Георгия Свиридова. Наш эксперимент поддержал настоятель храма Николай Соколов, который сам по первому образованию музыкант.

– Тем не менее, в творческой истории хора были и более радикальные эксперименты, к примеру, совместное выступление с рок-группой.
– Да, это правда. В рамках выставки-форума «Православная Русь» в 2006 году, мы исполнили с рок-группой «Если» произведение современного православного композитора Антона Вискова «Святый Боже». Большинство участников форума восприняло это положительно, хотя были и отрицательные отзывы. Лично я считаю это нормальным опытом, ведь там не было бесчинных воплей. Я не поклонник рока, но мне известно, что многие представители этого музыкального направления – верующие люди, обращающиеся в творчестве к евангельским темам. Возможно, иногда полезно говорить о православных ценностях на языке широкой аудитории.

– Расскажите о хоре. Какими качествами должны обладать его певцы?
– У нас смешанный хор (женщины и мужчины), обладающий полным диапазоном голосов. Певцы в основном – профессионалы, но есть и самородки. К примеру, бас Дмитрий Долгополов. У него нет музыкального образования, но от природы он наделен замечательным голосом.
Специфика хора заключается в том, что его участники должны быть знакомы с церковной традицией. Гласам и распевам можно научиться только в храме, многие стихиры, тропари и так называемые изменяемые песнопения поются по тексту. Необходимо очень хорошо знать определенные мелодии, а их не меньше 36. Поэтому мы дополнительно обучаем участников хора. Нам интересно сотрудничать и с другими вокалистами. Мы не раз выступали с солисткой театра «Новая опера» Ольгой Ионовой, которая прекрасно исполняет партию сопрано в пасхальном песнопении Чеснокова.

– За 14 лет работы у коллектива накопился опыт концертной деятельности, создана прекрасная фонотека. Это и традиционные для православных хоров и авторские песнопения, а также духовный репертуар отечественных и зарубежных композиторов. Над чем сегодня вы работаете?
– Недавно мы открыли для себя «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова – это сочинение высочайшего духовного уровня, хотя и малоизвестное широкой публике. Надеюсь, что в этом году мы не раз будем возвращаться к его творчеству. Конечно, хотелось бы сделать качественную запись хорового исполнения этого произведения. В наших планах – выступления, связанные со знаковыми событиями отечественной истории.  Этим летом будет отмечаться 90-летие расстрела царской семьи. К этой дате мы подготовили большой концерт-реквием, который пройдет в храме Христа Спасителя. Хор приглашен на праздничный концерт к 1020-летию Крещения Руси, который, вероятно, состоится в Кремлевском дворце. Нас зовут также на фестиваль духовной музыки «Русь певчая» в Коломенское, и мне предлагают стать художественным руководителем этого форума.

Беседовал Дмитрий Патолятов, газета "Якиманка"