Среди якиманских достопримечательностей есть уникальные, каких нет больше нигде. Например, музей одного дома. Исключительность эта вполне естественна и оправдана. Ведь трудно назвать другой жилой дом, столь же наполненный историей, буквально пропитанный ею, как тот, что огромной серой крепостью возвышается над Москвой-рекой наискосок от Кремля. Целая эпоха, штормовой XX век в лице своих знаковых персонажей поселились в этих стенах. 28 мемориальных досок на фасадах здания и еще восемь в подъездах – лишь малая час исторической памяти места.
Память эта, однако, долгое время не выходила за толстые стены Дома Правительства, олицетворявшего власть во всех ее особенностях, в том числе закрытости и не публичности. Информацию о жителях, большинство из которых принадлежало к советской элите, строго контролировали органы безопасности. Положение не слишком изменилось и тогда, когда комплекс перешел в ведение гражданской (но с особым статусом) эксплуатационной организации.
Дверца «сейфа» приоткрылась в 1976, когда Юрий Трифонов, в юности живший здесь, опубликовал повесть «Дом на набережной». Тема, как и само название, сразу получили популярность у отечественной, да и зарубежной публики. Однако об углубленном систематическом изучении феномена дома не могло быть и речи вплоть до перестроечного времени. Да и в пору «демократизации и гласности» все поначалу складывалось не так гладко. Понадобились энтузиазм, воля и смелость местной общественности, чтобы пробить идею создания музея.
У истоков начинания стояли патриоты дома. Душой дела была Тамара Андреевна Тер-Егиазарян (1908-2005). Человек нелегкой судьбы, старожил дома со времени его заселения (т.е. с 1931 г.), она много лет трудилась в авиационной промышленности, достигла высоких должностей, а, выйдя на пенсию, занялась «общественной работой по месту жительства».
Каждодневное общение с соседями по самым разным вопросам, изучение обширной документации позволило ей узнать очень многое, внушило желание сохранить память дома для потомков. У Тамары Андреевны нашлись соратники, такие же, как она, ревнители истории. Среди них – Б. Б. Лепешинский, Т. И. Шмидт, Е. И. Перепечко, И. М. Лобанова, В. Б. Волина и др. И вот в 1989 г. общественники выступили с инициативой создания музея Дома на набережной. Местный партком сначала скептически отнесся к идее и не поддержал ее. Лишь после громкой статьи в прессе «Быть или не быть музею в Доме на набережной» и коллективного письма, подписанного именитыми жителями, в том числе А. Баталовым, М. Шатровым, членами семей Лепешинских, Куйбышевых, Цюруп, Иофанов, дело сдвинулось с мертвой точки. Партком дал добро. В ноябре 1989-го общественный музей «Дом на набережной» открылся в помещении Красного уголка. Впоследствии, экспозиция окончательно обосновалась в реконструированных помещениях подъезда № 1. Первым директором музея стала Т. А. Тер-Егиазарян. Ей тогда шел 82-й год, но энергия Тамары Андреевны казалась неиссякаемой.
Начинание нашло отклик у многих жителей. Так, Т. И. Жаров подарил музею типовую мебель своей квартиры, которой был первоначально обставлен весь дом. Другие приносили предметы быта, семейные реликвии, документы и фотографии. Параллельно шла работа в архивах и библиотеках. Помогали спонсоры-арендаторы, поддерживала пресса, городские и районные органы власти, общественные организации. Музей приобрел известность, стал достаточно популярен, наладил экскурсионную деятельность. Здесь регулярно проводились встречи жителей, специалистов, представителей СМИ.
Гостями становились замечательные люди – живые носители памяти. Среди них режиссер Наталия Сац, художник Борис Ефимов, архитектор И. Энгель, писатели А. Рыбаков и М. Коршунов, артист А. Баталов, драматург М. Шатров, журналист Лен Карпинский...
Темами встреч становились история строительства дома и района вокруг него, судьбы жителей – Ю. Трифонова, Я. Берзина, Б. Иофана, М. Тухачевского, М. Кольцова, К. Уманского и др. Музей собирал гостей, чтобы отметить памятные даты – годовщины Победы, крупнейших битв Великой Отечественной, 60-летие Нюрнбергского процесса и т. д. Вот еще некоторые темы встреч: «Летчики», «Старожилы», «Три поколения».
Музей стал притягательным местом общения жителей, очагом, вокруг которого собираются люди. Выпускались буклеты и брошюры, организовывались выставки. Музей был инициатором установки восьми мемориальных досок в подъездах здания. Тесное сотрудничество связывает его с обществом «Мемориал». Ведь Дом на набережной иногда называют еще и Домом расстрелянных. Редкую квартиру здесь обошли репрессии 1930-1950 гг. В результате изысканий появился список из почти 800 фамилий жертв, который еще неполон.
7 апреля 1998 г. решением Правительства Москвы за № 285 музей «Дом на набережной» получил статус муниципального краеведческого. На посту директора Т. А. Тер-Егиазарян сменила О. Р. Трифонова – писатель и вдова писателя. Тем не менее, Тамара Андреевна продолжала подвижническую деятельность до своей кончины в возрасте 96 лет.
Заложенный основателями музея фундамент оказался прочным. Он стал одним из культурных центров Якиманки. Кропотливая работа по воссозданию памяти легендарного дома продолжается, выходят книги, статьи, проводятся экскурсии, творческие встречи… За более чем два десятилетия своего существования музей доказал, что общественные начинания могут быть жизнеспособны и плодотворны даже во времена больших перемен.
Борис Арсеньев, Yakimanka.ru
См. также по теме: «Дом несбывшейся мечты», «Зодчий Вавилонской башни», «Несмываемые строки», «Юрий Трифонов. Время и место»
Адрес музея: ул. Серафимовича д. 2, тел./факс: 8 (495) 959-49-36.
Часы приема экскурсантов: среда 17-20, суббота 14-18.
Группы более 5 человек по предварительному согласованию.
На снимках: экспозиция музея