В дебрях столичного мегаполиса, среди броуновского движения людей и машин, сохранились еще места, где напор времени вдруг ослабевает и взбаламученная жизнь входит в естественные берега, где открывается пространство для глубоких и несуетных мыслей и чувств. Один из таких островков затерялся на Донской улице, дом 9. Скромный особняк более чем векового возраста отмечен табличкой у входа: «Музей финансовой истории и акционерного дела». Впрочем, по-прежнему в ходу и привычное всем первоначальное название – музей предпринимателей, благотворителей и меценатов.

Дом на Донской уже сам по себе можно считать памятником предпринимательской филантропии. В конце XIX века известный благотворитель, купец первой гильдии И. Г. Простяков открыл здесь на свои средства начальную школу. После революции в особняке размещались: столовая Международной организации помощи голодающим в России, затем народная библиотека, наконец, музей Октябрьского района Москвы.

Новая жизнь в этих стенах началась с наступлением новой эпохи в истории страны, возрождением предпринимательства и реабилитацией понятий благотворительности и меценатства. В начале 1990-х годов Октябрьский район шел в авангарде демократических преобразований в Москве, да и во всей России. Здесь возникали и обкатывались многие общественные инициативы. Одной из них стало создание музея благотворителей и меценатов.

Как вспоминает его бессменный хранитель Л. Н. Краснопевцев, по-видимому, первой высказала идею Татьяна Никитина, известная по бардовскому дуэту с Сергеем Никитиным, Тогда она была заведующей отделом культуры Октябрьского райсовета. Вскоре стало очевидным, что в новом музее главенствующее место должна занять тема предпринимательства, органически связанная с темами благотворительности и меценатства.

За дело энергично взялся историк и общественный деятель Л. Н. Краснопевцев. Лев Николаевич - знаковая фигура демократического движения в нашей стране. Родился он в 1930 году в Москве за Рогожской заставой в интеллигентной семье, В его роду были и священники, и крестьяне, и рабочие, и учителя, и инженеры, и ссыльные вольнодумцы, и верноподданные монархисты. Семейные рассказы о прошлом не менее чем советская действительность способствовали раннему интересу к истории. Его подогрела и война, которую школьник Лев Краснопевцев провел в прифронтовой Москве. Закончив школу с золотой медалью, он в 1947 году поступил в МГУ.

«Истфак в те времена был больше чем высшее учебное заведение. Это был Царскосельский лицей советской власти. Из лучшего человеческого материала в самых благоприятных условиях он готовил идеологическую элиту страны» - вспоминает Лев Николаевич. Его преподавателями были выдающиеся ученые Б. Греков, Л. Зайончковский, Н. Рубинштейн и др. После окончания в 1952 году МГУ Л. Краснопевцев работал в Краснопресненском райкоме комсомола, учительствовал в школе, затем вернулся в альма-матер, в аспирантуру.

Вольная и творческая университетская среда, углубленные занятия наукой и немалый жизненный опыт формировал общественно-политические взгляды молодого историка. Он быстрее многих в своем поколении прошел путь от признания необходимости "очищения социализма от сталинских извращений" до решительной оппозиции господствующей идеологии марксизма-ленинизма. Л. Краснопевцев стал неформальным лидером группы интеллектуалов - сторонников преобразований, а его квартира во 2-м Кадашевском переулке, 10 - дискуссионным клубом.

Противоречивые события "хрущевской оттепели" пробудили вольнодумцев к активности. Летом 1957 года они распространили листовку с призывом к демократизации СССР. Власть ответила репрессиями. По "делу Московского университета", более известному, как "дело Краснопевцева", было арестовано около 200 человек. Главные фигуранты получили лагерные срока за "антисоветскую деятельность". Краснопевцев отбыл в Мордовии, в Дубравлаге все назначенные ему 10 лет. Лагерь лишь укрепил его в убеждениях.

"Органы" бдительно следили за упорным оппозиционером и на воле. О научной карьере историка не могло быть и речи. Лев устроился рабочим на завод им. Орджоникидзе и много лет проработал у станка. Затем организовал музей предприятия, который получил высокую оценку специалистов, но просуществовал недолго. Участвовал Лев Николаевич и в организации музея Октябрьского района в особняке на Донской, 9, впрочем, он просуществовал недолго.

По-настоящему прочно обжилось в этих стенах другое его детище. В деле становления музея предпринимателей, меценатов и благотворителей Л. Краснопевцев нашел деятельных соратников. Вот уже много лет директором является Елена Ивановна Калмыкова. Создателями музея можно с полным правом считать и потомков старых предпринимательских фамилий, объединившихся в Общество купцов и промышленников России. Из переданных ими материалов и реликвий в основном и состоят экспозиция и фонды собрания. Сегодня это один из самых демократичных и доступных музеев столицы. Вход для обычных посетителей долгое время был бесплатным, и лишь недавно ввели плату за вход: 50 рублей. Здесь проводятся экскурсии и лекции, работают исследователи и просто люди, интересующиеся историей. Особняк на Донской - постоянное место собраний потомков российских предпринимательских родов. Заглядывают сюда и современные бизнесмены и общественные деятели.

День сегодняшний также представлен в экспозиции. В музее стремятся способствовать возрождению культурных традиций. Здесь бывают музыкальные и литературные вечера. Музей является общественно-культурным центром территориальной общины самоуправления "Калужская площадь". В этих помещениях она часто проводит свои мероприятия.

У музея на Донской, 9 особая аура, особая атмосфера теплого старомосковского дома, где сотрудники - гостеприимные хозяева, а посетители - желанные гости. Скрипучая старая лестница ведет на второй этаж. Высокие двери, музейная тишина. В залах непривычные современному глазу вещи, окружавшие когда-то наших прадедушек и прабабушек, черно-белые фотографии, пожелтевшие документы. За каждым экспонатом - пласт истории, сюжет, личность...

На стенах портреты грандов торгово-промышленного мира России - Прохоровых, Морозовых, Алексеевых, Мамонтовых, Рябушинских - и мало кому известных купцов и фабрикантов средней руки. Племя деятельных и ответственных людей, воплотивших в себе черты русского национального характера. Они торговали сукном в лавках и писали философские трактаты, строили заводы, целые города, закладывали рудники, сочиняли симфонии и оперы, корпели над бухгалтерскими книгами, считали рубли и копейки и открывали миру Матисса и Пикассо, гоняли пароходы по Волге, осваивали Сибирь и Аляску, связывали сетью железных дорог пространства Евразии, основывали институты и школы, музеи и театры, они банкротились, пускались в финансовые аферы, кутили в ресторанах и - давали миллионы «на бедных», на больницы, богадельни, храмы, они чтили заветы старины и зачинали авиацию и генетику, мечтали о космосе...

Предпринимательство может быть мощной творческой созидающей силой, если не сводится лишь к "деланию денег", если личный материальный интерес сопрягается с сознанием ответственности перед обществом, перед высшими началами - такова главная идея музея на Донской. Надо ли доказывать ее актуальность в наши дни...