Среди якиманских достопримечательностей есть уникальные, каких нет больше нигде. Например, музей одного дома.

Исключительность эта вполне естественна и оправдана. Ведь трудно назвать другой жилой дом, столь же наполненный историей, буквально пропитанный ею как тот, что огромной серой крепостью возвышается над Москвой-рекой наискосок от Кремля. Целая эпоха, штормовой XX век в лице своих знаковых персонажей поселились в этих стенах. 28 мемориальных досок на фасадах здания и еще восемь в подъездах лишь малая час исторической памяти места. Память эта, однако, долгое время не выходила за толстые стены Дома Правительства, олицетворявшего власть во всех ее особенностях, в том числе закрытости и не публичности. Информацию о жителях, большинство из которых принадлежало к советской элите, строго контролировали органы безопасности.

 Положение не слишком изменилось и тогда, когда комплекс перешел в ведение гражданской (но с особым статусом) эксплуатационной организации. Дверца «сейфа» приоткрылась в 1976, когда Юрий Трифонов, в юности живший здесь, опубликовал повесть «Дом на набережной». Тема, как и название, сразу стали популярны у отечественной, да и зарубежной публики. Однако об углубленном систематическом изучении феномена дома не мог быть и речи вплоть до перестроечного времени. Да и в пору «демократизации и гласности» поначалу все складывалось не так легко. Понадобились энтузиазм, воля и смелость местной общественности, чтобы пробить идею создания музея.

 У истоков начинания стояли патриоты дома. Душой дела была Тамара Андреевна Тер-Егиазарян (1908-2005). Человек нелегкой судьбы, старожил дома со времени его заселения (т.е. с 1931 г.), она много лет трудилась в авиационной промышленности, достигла высоких должностей, а выйдя на пенсию, занялась «общественной работой по месту жительства». Каждодневное общение с соседями по самым разным вопросам, изучение обширной документации позволило ей узнать очень многое, внушило желание сохранить память дома для потомков. У Тамары Андреевны нашлись соратники, такие же ревнители истории. Среди них Б. Б. Лепешинский, Т. И. Шмидт, Е. И. Перепечко, И. М. Лобанова, В. Б. Волина и др. И вот в 1989 г. общественники выступили с инициативой создания музея Дома на набережной. Местный партком сначала скептически отнесся к идее и не поддержал ее. Лишь после громкой статьи в прессе «Быть или не быть музею в Доме на набережной» и коллективного письма, подписанного именитыми жителями, в том числе А. Баталовым, М. Шатровым, членами семей Лепешинских, Куйбышевых, Цюруп, Иофанов, дело сдвинулось с мертвой точки. Партком дал добро. В ноябре 1989-го общественный музей «Дом на набережной» открылся в помещении красного уголка. Впоследствии, экспозиция окончательно обосновалась в реконструированных помещениях подъезда №1.

Первым директором музея стала Т. А. Тер-Егиазарян. Ей тогда шел 82-й год, но энергия ее казалась неиссякаема. Начинание нашло отклик у многих жителей. Так, Т. И. Жаров подарил музею типовую мебель своей квартиры, которой был первоначально обставлен весь дом. Другие приносили предметы быта, семейные реликвии, документы и фотографии. Параллельно шла работа в архивах и библиотеках. Помогали спонсоры-арендаторы, поддерживала пресса, городские и районные органы власти, общественные организации.

 Музей приобрел известность, стал популярен, наладил экскурсионную деятельность. Здесь регулярно проводились встречи жителей, специалистов, представителей СМИ. Гостями становились замечательные люди - живые носители памяти. Среди них режиссер Наталия Сац, художник Борис Ефимов, архитектор И. Энгель, писа¬тели А. Рыбаков и М. Коршунов, артист А. Баталов, драматург М. Шатров, журналист Лен Карпинский...Темами встреч становились история строительства дома и район вокруг него, судьбы жителей - Ю. Трифонова, Я. Берзина, Б. Иофана, М. Тухачевского, М. Кольцова, К. Уманского и др. Музей собирал гостей чтобы отметить памятные даты - годовщины Победы, крупнейших битв Великой Отечественной, 60-летие Нюрнбергского процесса и т. д. Вот еще некоторые темы встреч: «Летчики», «Старожилы», «Три поколения». Музей стал притягательным местом общения жителей, очагом, вокруг которого собираются люди. Выпускались буклеты и брошюры, организовывались выставки. Музей стал инициатором установки восьми мемориальных досок в подъездах здания. Тесное сотрудничество связывает его с обществом «Мемориал». Ведь Дом на набережной иногда называют еще и Домом расстрелянных. Редкую квартиру здесь обошли репрессии 1930-1950 гг. В результате изысканий появился список из более чем 800 фамилий жертв, который еще неполон. 7 апреля 1998 г. решением Правительства Москвы за № 285 музей «Дом на набережной» получил статус муниципального краеведческого. На посту директора Т. А. Тер-Егиазарян сменила О. Р. Трифонова – писатель и вдова писателя. Музей «Дом на набережной» за два десятилетия своего существования вполне доказал, что общественные инициативы могут быть вполне жизнеспособны и плодотворны. Он по-прежнему остается одним из центров общественной жизни района Якиманка.

Борис Арсеньев, 2009