Владельцы рекламных щитов в московских подъездах зарабатывают в год 3,5 миллиарда рублей, москвичи же ничего не выигрывают от использования общедомового имущества, выяснила юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь. По ее данным, продажа рекламных мест на щитах прошла без участия горожан, хотя именно они должны контролировать этот вопрос, а конкурсы выиграли компании, состоящие в сговоре.

Законная схема выглядит так: жильцы дома на общем собрании решают, будет ли висеть на их доме информационный щит, и поручают управляющей компании заключить договор на размещение рекламы по рыночной цене. Полученные с объявлений деньги тратятся на нужды дома. Однако весной районные "Жилищники" провели конкурсы на размещение рекламы без прямого согласия собственников квартир, пишет Соболь.

Победили в конкурсах три компании – ООО "Чистый Город М", ООО "Горжилсервис" и ООО "Реклама-в-дом". При этом "Горжилсервис" является номинальным и фактически не существует, а две другие фирмы распоряжаются щитами по всему городу пополам и фактически контролируются одними и теми же людьми. По сути это является захватом целого рынка рекламных объявлений и карается 178-й статьей Уголовного кодекса России, поясняет юрист.

Рекламные щиты достались компаниям по цене чуть более 400 рублей в год, а места под рекламу они продают уже по рыночной стоимости, т.е. в 73 раза дороже. Арбитражный суд Москвы не раз признавал размещение рекламы без согласия жильцов незаконным и налагал на нарушителей административный штраф в 500 тысяч рублей. Юрист ФБК предлагает москвичам "помочь жуликам обанкротиться" и заодно избавиться от объявлений в своих подъездах, отправив заявление в интернет-приемную Генпрокуратуры.