У каждого великого города есть свои зримые образы, главные приметы, по которым их безошибочно узнают в мире. Париж - это Нотр-Дам и Эйфелева башня; Рим - собор Святого Петра, Колизей... Символами Москвы для всего света традиционно остаются Кремль с Красной площадью, Большой театр и, конечно, метро. Московская подземка давно уже стала таким же "национальным брэндом" как русский балет, советский космос и автомат Калашникова. Его посещение входит в обязательную программу иностранного туриста. Даже знатные иноземцы, попадая в Москву, непременно спускаются в метро, так, например, поступил не так давно и кинозвездный калифорнийский губернатор Шварценегер.


Metro_Для самих москвичей и россиян метро никогда не было лишь транспортным средством. Это особое, почти сакральное, пространство. Не случайно многие станции так похожи на храмы, а открытие каждой из них - народный праздник. Если перефразировать поэта - метро в России больше чем метро... Для Москвы же оно - сама жизнь. Открытие 15 мая 1935 г. первой очереди метрополитена можно считать рубежной датой в истории столицы. С этого началось превращение Москвы в мегаполис XX века. Рождение метро - исторический пример удачной модернизации, о необходимости которой сейчас только и говорят. Успех обусловила своевременность события: оно свершилось не раньше и не позже оптимального срока. Многочисленные дореволюционные планы метростроительства терпели крах вовсе не из-за косности, неизменно отвергавшей их Московской думы: в городе с населением в 1,2 млн. и территорией в пределах нынешнего ЦАО транспортная проблема еще не стояла так остро, чтобы ради "внеуличной железной дороги" опустошать муниципальную казну. К тому же строительные технологии тех лет не позволяли обойтись без полной перекройки городской среды. Первый проект, представленный в 1902 г. инженерами П. Балинским и Е. Кнорре, был зарублен думой как затратный (150 млн руб.!), нарушающий "благоустройство и благообразие", "духовные и материальные" интересы населения, ухудшающее "санитарное положение". С этим вердиктом трудно не согласиться, если вспомнить основные постулаты плана Балинского-Кнорре: сооружение грандиозного наземного метровокзала на Васильевском спуске, прокладка первой линии по Ордынке и Серпуховке, по мостам, эстакадам и тоннелям сквозь живую ткань Замоскворечья к Даниловской заставе, подобные же работы на бульварном и Садовом кольцах.


В начале 1930-х все сложилось иначе. Население Москвы стремительно приближалось к четырем миллионам, ее границы расширились. Строительство метро стало жизненной необходимостью. Индустриализация вкупе с широко заимствованным зарубежным опытом давали в руки метростроевцев достаточно совершенные технологии. Мобилизационные возможности новой власти, непреклонная воля большевиков, организаторские способности их вождей - Сталина, Кагановича, Хрущева, Косарева, низовых функционеров, пассионарный энтузиазм народных масс, а также культ социалистической модернизации - все это совпало, и на свет явился феномен московского метро. Оно стало кровеносной системой рождавшегося мегаполиса.

С тех пор Москва живет в ритме метро. Бесперебойная работа подземки, словно смена дня и ночи, восход и заход солнца. Любой серьезный сбой - как нарушение непреложного закона бытия, тяжелая травма городу и горожанам. Когда в военном октябре 41-го метро остановилось на сутки, порядок эвакуации рухнул, и вспыхнула знаменитая паника. К счастью, это был единственный такой случай за все 75 лет. Если суждено быть концу света, то в Москву он придет с гибелью метро...

 

Metro_1935

Но пока оно существует - это фактор стратегический. В том же 1941-м поезда под землей доставляли к близкому фронту войска и вооружение, на глубокой станции "Кировская" (ныне "Чистые пруды") был оборудован командный пункт Генштаба и кабинет Верховного Главнокомандующего. С "Маяковской" 6 ноября прозвучали пророческие слова: "Наше дело правое - победа будет за нами!" Сотни тысяч москвичей укрывались в городских недрах от авианалетов. Метро всегда строилось еще и как военный объект - бомбоубежище для населения, сверхзащищенная система коммуникаций и пунктов управления. На каждой глубокой станции можно без труда заметить элементы устройств, превращающих ее в экстренных случаях в неприступную крепость. А есть еще и загадочное, до сих пор засекреченное "метро-2". В годы "холодной войны" надежность московских подземелий была одним из факторов ядерного сдерживания.


Уже первостроители метро понимали свою сопричастность к великому делу, Идею создания его летописи еще в начале 1930-х выдвинул генсек комсомола Александр Косарев. Он организовал редакцию "История метро" и возглавил ее. Были привлечены лучшие литературные силы - Ильф и Петров, Борис Пильняк, Виктор Шкловский, Лев Кассиль, Евгений Долматовский и др., издавшие два сборника. Но затем все заглохло. С тех пор фундаментальных обобщающих трудов о метро так и не появилось. Но постоянно выходит множество книг, путеводителей, статей разного калибра и качества.


Недавно этот список пополнился интересной новинкой. Издательский дом "Москвоведение" выпустил книгу М. С. Наумова "Под семью холмами. Прошлое и настоящее московского метро". Это одна из наиболее полных работ о столичной подземке и самый свежий путеводитель по ней. В издании подводится своеобразный итог 75-летнего развития метрополитена в Москве. Подробно рассказано о его истории, техническом устройстве, обо всех линиях и станциях. Интересная особенность: московское метро рассматривается в сопоставлении с зарубежными собратьями. Книга не бесстрастный справочник, она написана живым языком, окрашена авторским взглядом на вещи, порой субъективным и спорным, но придающим восприятию текста остроту и вкус.

Metro_turniket

Со страниц издания московское метро предстает во всех своих ипостасях. Прежде всего, как одна из крупнейших транспортных систем мира. По протяженности (301 км) наше метро уступает лишь нью-йоркскому (398 км.) и лондонскому (394 км.). По числу станций (182) впереди Москвы Нью-Йорк (496), Париж (370), Лондон (271) и Токио (217). Зато по главнейшему показателю - количеству перевозимых пассажиров "мы впереди планеты всей": до 9 млн в день, 3,2 млрд в год! Московскому метро принадлежит еще немало рекордов. Например, на самой глубокой в мире станции "Парк Победы" установлен самый длинный наклонный эскалатор - 126 м, 740 ступенек!

И все же главный рекорд нашего метро - его красота, художественная выразительность и образная насыщенность. Это сразу понимают гости столицы, и, увы, замечают далеко не все москвичи, чьи глаза замылены повседневной суетой. Для многих красоту метро приходится открывать заново, и в этом книга "Под семью холмами" отличное подспорье. Она - прекрасный гид по гигантскому общедоступному музею под землей. Вернее нескольким.


Московское метро - это, безусловно, исторический музей. Каждая станция - памятник своей эпохи, воплощение ее вкусов, идеалов, духа. Поездка по линиям подземки, словно путешествие на машине времени.

На Арбатско-Покровском диаметре, двигаясь от "Щелковской", мы сначала пронизываем хрущевскую эпоху с ее минимализмом, демократической утилитарностью, наивными заимствованиями с Запада.

На "Партизанской" ныряем в годы Великое Отечественной. Станция вместе с соседними "Семеновской" (первоначально "Сталинской"), "Электрозаводской" и "Бауманской" открыта в разгар воины. До сих пор они являются одними из лучших художественных отображений суровых лет.

Очередное перемещение в глубину времени, и мы - на довоенных станциях "Курская"-радиальная и "Площадь Революции" с ее знаменитой галереей скульптурных образов первых пятилеток. На "Арбатской", "Смоленской" и "Киевской" - возвращение в послевоенные годы, где героический пафос Победы смешан с хвалебными одами строю и вождям. Здесь станции становятся храмами так же, как идеология превратилась в религию.

metro_mikst

Выныриваем уже в постсоветской России. На "Парке Победы", где приложилась длань Церетели, и "Славянском бульваре" чувствуется дух лужковской Москвы. Короткими перелетами машины времени минуем брежневскую пору - "Кунцевскую", "Молодежную", "Крылатское", чтобы вернутся в наши дни на участке "Строгино" - "Митино". И подобное - на большинстве линий кроме Кольцевой, Каховской и ветки в Москва-Сити, сооруженных в одно время и в едином стиле.

Станции московского метро - это огромная галерея исторических образов. Символикой Руси языческой, дохристианской, фольклорной украшено "Перово". Здесь и Сирин с Гамаюном и Ярило-солнце, и Крылатый конь, и Финист-Ясный сокол. На "Комсомольской"-кольцевой вместо комсомольцев на нас взирают с мозаик Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский... Московская Русь воскресает на "Нагатинской". На "Киевской"-кольцевой Петр I ведет полки в Полтавский бой.
В метро мы видим события, героев и символы двух Отечественных войн. А уж историю революций 1905 и 1917 гг. и весь советский период под землей можно изучать подробнее, чем в иных музеях. Конечно, делая скидку на идеологическую односторонность отображения.Немало любопытного в метро и для краеведа. Это и мозаичные гербы старинных русских городов на "Свиблово", и пейзажные витражи на Гжели на станции "ВДНХ", оформление "Сретенского бульвара", "Боровицкой", "Пушкинской".Впрочем, на машине времени - метро - можно побывать и в Риме античности и Возрождения. Стоит лишь заглянуть на "Римскую". В столичной подземке широко представлена и великая русская литература - писатели, поэты, персонажи произведений. Рельефные портреты знаменитых художников украшают станцию "Третьяковская".


Московское метро - это и крупнейший архитектурно-художественный музей. Многие станции давно признанны отечественной и даже мировой классикой, удостоены престижных наград. Среди их создателей выдающиеся зодчие А. Щусев, Б. Иофан, И. Фомин, А. Душкин, Д. Чечулин..., скульпторы М. Манизер, В. Андреев, И. Шадр, В. Мухина, художники Е. Лансере, П. Корин... Разнообразие форм, стилей и техник поражает: от древневосточных и античных мотивов до хайтека, от традиционных мозаик, фресок и витражей до новейших технологий.


С не меньшим основанием метро можно назвать музеем геологическим и минералогическим. В нем представлены сотни сортов и разновидностей отделочного камня, вплоть до полудрагоценных. Иные образцы уникальны - их месторождения истощены или заброшены.

В книге "Под семью холмами" читатель найдет подробное описание каменного убранства московской подземки. Она, ко всему прочему, еще и площадка для палеонтологических изысканий. В толще ее камней ищут и постоянно находят окаменелости и останки древнейших организмов.

Само собой разумеется, метро - музей политехнический, где соседствуют и работают в одной связке механизмы разных поколений. Иным уже по 50-70 лет, другие рождены в веке XXI. Этой сложной, совершенной, а порой и курьезной машинерии в книге уделено значительное место.

 

metro_6

В общем, наше метро - не только средство передвижения и не только роскошь, но и своеобразная энциклопедия цивилизации, просветительское учреждение. Сюда надо бы в массовом порядке водить на экскурсии детей, школьников, студентов. Да почему-то не водят. Мы по-прежнему "ленивы и нелюбопытны". И к тому же не знаем истинную цену доставшемуся нам наследству. Когда-то метро строилось на костях старой Москвы, а порой из этих самых "костей". Вдоль будущих трасс на Мясницкой, Остоженке, Арбатской площади разбирались древние храмы. Их материал поступал на нужды Метростроя. Туда же шел камень стен Китай-города, Серпуховского Кремля и даже надгробные плиты с кладбищ. На всем известной "Новокузнецкой" и сейчас можно присесть на скамьи, украшенные, как уверяют знатоки, резным мрамором из разрушенного храма Христа Спасителя.

Сегодня уже само метро нуждается в защите. Его великолепие тускнеет. Утраты начались еще в послевоенные годы. Развитие метрополитена требовало его постоянной реконструкции. В ходе нее исчезли выразительные наземные павильоны станций первой очереди: "Комсомольской", "Парка культуры", "Смоленской", "Киевской". Затем с хрущевской оттепелью нахлынула волна десталинизации. Образ вождя народов был буквально вытравлен из метро, где до того занимал видное место. На "Таганской"-кольцевой огромную скульптурную композицию "Сталин и молодежь" заменили на Ленина, окруженного гербами союзных республик и изображений городов-героев (позднее убрали и их). Лик генералиссимуса исчез с "Комсомольской", "Павелецкой", "Новослободской". На "Добрынинской" и вовсе случился курьез: в наземном вестибюле на мозаичном панно "Первомайская демонстрация" с большого портрета, который несут трудящиеся во главе шествия, аккуратно изъяли Сталина и вставили туда... Юрия Гагарина.

Однако большинство потерь метро понесло отнюдь не в идеологической борьбе. Так, живописный плафон "Небо войны" над средним путевым пролетом станции "Измайловский парк" (теперь "Партизанская") замазали белой штукатуркой из странного опасения, что люди, засмотревшись на потолок, будут падать с платформы. Изящные торшеры на "Охотном ряду" убрали, чтобы не препятствовать проходу пассажиров. А величавый и строгий как античный мавзолей наземный павильон "Октябрьской"-кольцевой был при реконструкции площади грубо встроен в огромное здание и растворился в окружающей застройке. Ради экономии средств на ремонт и эксплуатацию уникальный мозаичный пол "Белорусской-кольцевой" заменили на обычный плиточный...


metro_MayakovskaСегодня культурная ценность метро, казалось бы, очевидна всем. В юбилейном году на станциях даже установили доски, подтверждающие охранный статус памятников. Недавно завершилась сложнейшая реставрация "Маяковской" - мирового шедевра зодчества XX века. В плановом порядке обновляются другие метродворцы. Но проблема остается. После реконструкции исторические станции открываются порой далеко не в изначальном виде. На "Добрынинской", к примеру, старый эскалатор с изысканными светильниками заменили новым модернизированным, но вполне стандартный, безликий, совершенно чуждый по стилистике всему ансамблю. В наземном же вестибюле вместо оригинального деревянного кассового павильона появился непонятный новодел. Недавно после реконструкции открылась "Октябрьская"-кольцевая. И там та же история: новое освещение, убивающее прекрасную архитектуру, стандартный эскалатор...


Московское метро всегда строилось на века. Но и оно стареет, ветшает. Так, совсем недавно произошел вопиющий инцидент: обвалилась знаменитая мозаика на "Киевской"-радиальной. Видимо, пора удвоить внимание к сохранению исторических станций, иначе процесс уже не догонишь. Для лечения важно зафиксировать существующее состояние метро. И в этом книги, подобные представляемой, играют немалую роль. Особенно если учесть, что в издании около 450 иллюстраций! Здесь виды подавляющего числа станций, детали отделки, технические устройства, работники метро и его пассажиры.

M_oktiabrskayaЕсть в фотогаллерее снимки строительства первых линий, объекты давно утраченные. Старейший художник-москвовед Михаил Аверьянов сделал для книги ряд оригинальных рисунков. Издание выпущено в подарочном оформлении (худ. Г. Драговая) на достойном полиграфическом уровне. Оно продолжает солидный список книг, в которых планомерно и плодотворно разрабатывается необъятная тема прошлого и настоящего столицы, выпущенных АНО "Издательский дом "Москвоведение" под научным руководством В.Ф. Козлова.


Борис Арсеньев, Yakimanka.ru


Но вопросам приобретения книги М. С. Наумова "Под семью холмами" по минимальной цене обращайтесь по тел. 727-20-69.

Фото ст. "Октябрьская"  с французского сайта www.ingeniblagues.free.fr  , там есть и другие весьма необычные снимки...