Москвичи всегда были и остаются любителями почаевничать. Хотя это «всегда» явное преувеличение: первый договор на поставку чая Россия заключила с Китаем в 1769 году. А доступным и поистине народным этот напиток стал в XIX веке.

Московские чаеманы со стажем, как в дурном сне вспоминают 80-е годы ХХ века, когда приобрести пачку индийского или цейлонского считалось большой удачей. Сегодня купить чай можно в любом магазине. В продаже десятки сортов на любой вкус и кошелек, включая редкие элитные сорта. Но вместе с изобилием приходят и проблемы качества. Все востребованное рано или поздно начинает подделываться.

Выгоднее всего фальсифицировать то, что на слуху у людей и доступно по ценам, поэтому чаще всего от подделок страдают известные бренды. Производители и продавцы, в свою очередь, ориентируются именно на этот сегмент рынка. Он настолько велик, что в последнее время появились новые, более простые и экономически выгодные технологии сбора и производства чая. В результате покупатель приобретает вроде бы тот же чай, но произведенный с нарушениями и упрощениями, начиная с машинной сборки, которая срезает с кустов не верхние листики и почки одного размера, а все подряд, и заканчивая несоблюдением технологии производства.

Между тем в производстве чая важен каждый этап, малейшая ошибка способна испортить всю партию. Сырье можно пережарить, пересушить или, наоборот, не досушить. В результате, получится некачественный, а потому дешевый продукт, который вполне может быть расфасован и отправлен под видом обычного. В магазине покупатель видит яркую упаковку известного бренда, но не имеет возможности оценить содержимое, чем и пользуются недобросовестные поставщики.

Отдельно стоит сказать и об оригинальном продукте, который также может оказаться некачественным. Сегодня в Россию экспортируется более 150 тысяч тонн чая в год, что выше покупательной потребности. Но крупнооптовые партии экономически гораздо более выгодны и для производителей и для продавцов. А поскольку у чайной продукции нет строгого срока годности, как, например, у молочных продуктов или мяса, то она может годами лежать на полках и прилавках и продаваться просроченной. Кстати, далеко не всегда в магазинах соблюдается правило не располагать чай вблизи продуктов, имеющих запах, так как он впитает их ароматы и потеряет свой собственный.

Как же обезопасить себя от подделок и некачественного продукта? Если вы приверженец известных чайных брендов, изучите их логотипы, знаки качества, пломбы и т.п. Ведь на идентичных с виду упаковках, логотипы оригинала и фальсификата могут незначительно отличаться, что незаметно на первый взгляд. Второе – срок годности. Если чаю более двух лет, он уже потерял вкус и аромат. Что касается чайного листа, то оценить его вы можете только дома, вскрыв пачку. Поэтому чаеманы стараются совершать покупки только в проверенных магазинах.

В лучшем положении покупатели элитных сортов. Так, например, элитный китайский чай закупается напрямую у производителей малыми партиями, и его нет смысла подделывать. Не фальсифицируют также дорогие сорта, собираемые вручную, изготовленные если не полностью вручную, то с минимальным применением техники, и со строжайшим соблюдением всех технологий.

Такое качество нельзя купить в обычном супермакете. Знатоки и фанаты замечательных, редких сортов чая отправляются за ним в серьезные специализированные магазины. Если вы хотите пить настоящий элитный чай, последуйте их примеру.